"О еретическом учении о всеобщем спасении (апокатастасисе). Часть 2" священник Николай Баринов

Несмотря на анафемаствование Пятым Вселенским Собором учения о всеобщем спасении – апокатастасисе, всё не умолкают споры о вечности мучений. С одной стороны это весьма странно, так как ересь – это хула на Святого Духа и удивительно, как некоторые люди, особенно православные не боятся слов Господа: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам (Мф. 12, 31). Кстати, эти слова Господа говорят о муке для богохульников, не имеющей конца. Но с другой стороны – так и должно быть. Идёт духовная брань, поэтому враг рода человеческого пытается прельстить, если возможно, и избранных (Мк. 13, 22). Поэтому необходимо снова вернуться к этому вопросу.

Есть замечательное высказывание об этой ереси святителя Феофана, Затворника Вышенского: «Господь ясными словами, не допускающими никакого перетолкования, говорит: пойдут сии в муку вечную (Мф. 25, 46)... Если говорит так Тот, Кому столько стоило спасение наше, и Кто ничего так не желает, как чтобы все спаслись, верно иначе сему быть нельзя... И никаким переводчикам никакого повода не представилось и в голову не пришло как-нибудь иначе перевести эти страшные слова: в муку вечную. Потому не может подлежать сомнению, что Господь именно так сказал. Истолковывать же тут нечего – слова ясны без толкования. Пытались дать слову вечную кривое толкование (не верующие, а неверы), будто вечную означает здесь относительную вечность: долго-долго, но не без конца, долго так, что эта длительность покажется вечностью, но все же конец будет. Что такое толкование криво, обличает тут же стоящее слово: в жизнь вечную (Мф. 25, 46). Живот вечный и кривотолки разумеют, как имеющие быть без конца. Так надо понимать и муку вечную»[1].
Но существует также мнение историка А.В. Карташева о том, будто Ориген и его учение не были анафематствованы V Вселенским Собором, что дело оригенистов разбиралось, и осуждение Оригену вынесено только поместным Константинопольским Собором, который предшествовал V Вселенскому (хотя, даже если это было так, то этого уже было бы достаточно). Карташев пытается обелить Оригена и наводит тень на прославленного Церковью в лике святых императора Юстиниана. Вообще, в пылу полемики он своё личное мнение иногда выдаёт за исторические факты. Но он все же приводит исторические данные об осуждении Оригена V Вселенским Собором:
«4. ...Однако нельзя не учитывать того, что в древних рукописных материалах римского архива, может быть скопированных с оригинала, привезённого папой Виталием (VI в.), имя Оригена есть.
5. Примечательно, что палестинские монахи-оригенисты из Новой Лавры порвали с епископами иерусалимскими как раз после подписания деяний V Вселенского собора. Анафематствование в этих деяниях так называемых «трех глав» не могло особенно задеть палестинских монахов.
6. Со времени V Вселенского собора всюду встречаем убеждение, что этот Собор осудил Оригена и оригенизм. Легче всего это объяснялось бы тем, что в 11-ом анафематизме было упоминание имени Оригена».
Еще Карташев пишет: «Текст этого указа императора Юстиниана против Оригена (там же анафематизм против учения о всеобщем спасении (апокатастасиса – прим.) был произвольно помещен издателями «Деяний соборов» (Harduin и Мапsi) в собрании актов V Вселенского собора»[2].
Слово произвольно основано, только на некоторых личных мнениях. На самом деле множество святых отцов, конечно, не позволили бы так вольно обращаться с Деяниями Соборов. Вышеприведенные им же исторические свидетельства как раз говорят об обратном – практически ни у кого никогда не было сомнений в анафеме на Оригена и оригенизм. Император Юстиниан предложил Поместному Собору 543 года осудить учение Оригена в 10-ти анафемах. Но предложение Юстиниана было перевыполнено. Его учение было осуждено в 15-ти анафемах[3]. После осуждения Оригена V Вселенским Собором (на 8-ом заседании)[4], эти анафематизмы, детально осуждающие его учение, были включены в Деяния Собора.
Подтверждают осуждение Оригена и, соответственно, апокатастасиса, и последующие Вселенские Соборы. Так в 1-ом правиле VI Вселенского Собора читаем: «Еще же и ста шестидесяти пяти богоносных Отцов, собравшихся в сем царствующем граде при Юстиниане, блаженной памяти царе нашем, благочестивые глаголы, как от Духа произнесенные (выделение – авт.) ведаем и оным потомков наших научаем. Они... Оригена, и Дидима, и Евагрия, возобновивших еллинские басни... соборно предали проклятию и отринули»[5].
VII Вселенский Собор подтвердил постановления всех 6-ти Вселенских Соборов: «Ибо все они от одного и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предали анафеме, того и мы анафемаствуем»[6], –  то есть, конечно, и Оригена с его «еллинскими баснями», в том числе – апокатастасисом.
Некоторые еще оспаривают указ митрополита Сергия (Страгородского) Преосвященному митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию, где осуждается учение протоиерея Сергия Булгакова, в том числе апокатастасис. Они говорят, что это было частное мнение митрополита Сергия, а не мнение Церкви. На самом деле 25 августа 1935 года состоялось архиерейское совещание, которое рассмотрело учение протоиерея Сергия Булгакова. Оно приняло определение  №93, а указ митрополита Сергия в точности повторил это определение. Подписали его архиереи, которые в то время составляли едва ли не всю полноту епископата Русской Православной Церкви, находившегося на свободе (большинство из этих архиереев приняли впоследствии мученический венец)[7]. (Подробно об этом можно прочитать в статье: О «единоличном» мнении митрополита Сергия (Страгородского) об апокатастасисе)
Некоторых волнует еще такой вопрос: «Если я спасусь, а мои родственники бу­дут вечно в аду, то как я буду счастлив в Царствии Небесном?» Ответ на него есть у прп. Силуана Афонского: «Один послуш­ник у нас на Афоне, в Русском Пантелеимоновском монастыре привык непрестанно молиться Богу, дабы простил ему грехи. И стал он рассуждать о Царствии Небесном, и думал: «Я, быть может, спасусь, если буду усердно просить Бога, чтобы простил Он мне грехи, но если в раю я не увижу своих родителей, то буду о них скорбеть, ибо я их люблю. Какой же это будет для меня рай, если я буду там скорбеть за своих родных, которые, быть может, находятся во аде?» Сей грешный послушник думал о Царстве Небесном: «Как на земле не весел бывает праздник, если нет родителей или родных, так и в раю, если не буду видеть родных, которых я люблю, то буду скорбеть». Так думал он с полгода. И в один день, во вре­мя вечерни, послушник возвел глаза свои на икону Спасителя и молился: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного», и видит икона стала живым Спасителем, и наполнились душа и тело послушника неиз­реченной сладости, и душа Духом Святым познала Господа нашего Иисуса Христа, и Господь милостив, и красоты, и кротости неизреченной, и вразумилась душа, что от любви Божией не может человек помнить ни про кого, и с тех пор горит душа его лю­бовью ко Господу»[8].
В подтверждение учения Церкви о бес­конечности мук грешников можно приве­сти мысли множества святых отцов. Пре­подобный Максим Исповедник: «Подвиги в добродетели... бывают виновниками для нас Царствия Небесного, как страсти и не­ведение – виновниками муки вечной» (Гла­вы о любви, 2, 34). И еще в другом месте разъясняет, что означает «вечной»: «И сотворит Он отмщение Своим противни­кам, отделив, через святых ангелов, неправедных от праведных, проклятых от свя­тых... И, как гласит истина Божественных словес, Он воздаст на бесконечные и нескон­чаемые века праведное воздаяние каждому соответственно достоинству прожитой им жизни» (Мистагогия, XIV).
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Смерть во аде столько вожделенна, сколько вожделенна на земле жизнь. Смерть была бы отрадой для адских узников. Ее нет для них: удел их — бесконечная жизнь для бесконечных страданий»[9].
Святитель Илия Минятий: «Если бы ты жил вечно, вечно же и грешил бы. Поэтому-то тебя и постигла вечная мука. Перед твоим взором печь неугаси­мого огня, и ты все же грешишь? Значит, ты достоин вечного огня. Ты должен быть бесконечно благодарен Божественному правосудию, которое отверзло целую без­дну бесконечных мучений, чтобы пресечь путь твоих злодеяний. Если бы адское на­казание не было вечным, какова была бы жизнь христиан? Праведен суд Божий! И будет время их в век. Мука на веки, а об­легчения и конца - никогда!»[10].
Блаженный Феофилакт Болгарский: «...пойдут такие люди (грешники) в муку вечную, никог­да нескончаемую, а праведники – в жизнь вечную. Ибо как святые имеют нспрестающую радость, так неправедные – непрестающее мучение, хотя Ориген и баснословит безумно, обольщая неопытных, что будто бы есть конец наказанию, что греш­ники не вечно будут мучиться, что некогда, очищенные мучениями, будто перейдут в то место, где находятся праведные. Но слова Господа ясно обличают такую безум­ную мысль. Господь говорит о вечном наказании, то есть непрекращаемом, и срав­нивает праведных с овцами, а грешников с козлищами. Как козлу никогда не бывать овцею, так и грешник (в будущем веке) никогда не очистится и не будет правед­ным... Ибо надежды на обращение тогда уже нет, и наступает совершенное лише­ние Божественной благодати»[11].
Святи­тель Симеон Солунский: «Та жизнь будет безграничная и нескончаемая; и как жизнь будет непрерывная, так и жребий каждому, - славы или мучения, - будет безграничный и нескончаемый. Впрочем, и об этом многие нечестивцы пустословят во вред себе, дер­зая отвергать вечность будущего мучения. Такая дерзость внушена им обольщениями и коварством лукавого для того, чтобы, в ожидании конца мучения, они не оставили не совершенным ни одного дела злобы: потому что, если будет конец мучению, то всякий грех будет некогда прощен, и отвергающие Бога, нечествующие и без­законные, будут некогда прославлены с благочестивыми и святыми. Какое слово (может быть) нечестивее этого? Если бу­дет конец мучению, то будет конец и Цар­ствию, и, значит, нет правды у Бога: между тем, праведен Господь и правды возлюби (Пс. 105, 7)»[12].
А как же святитель Григорий Нисский, ведь он тоже святой отец, много и верно послуживший Церкви? Вот что говорит Господь: тот, который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк. 12,48) «И Западная, и Восточная Церк­ви позднее не приняли эти оригенистские мотивы в трудах Григория Нисского. По­сле осуждения Оригена на Пятом Вселен­ском Соборе в 553 г., мнение Григория Нисского об апокатастасисе тоже подвер­галось критике». Поэтому Григорий Нис­ский не был включен в чин «вселенских ве­ликих учителей и святителей»[13].
Существует еще мнение, что святой Иса­ак Сирин придерживался учения об апока­тастасисе. Но это не так. В своем исследо­вании Юрий Максимов доказывает, что этот текст прп. Исаака Сирина на самом деле ему не принадлежит, но приписыва­ется ему ошибочно. Там же он ссылается на целый ряд соборных постановлений: Римского, Александрийского, Иеруса­лимского и Кипрского Соборов 400 года, Константинопольского Собора 543 года, V Вселенского Собора, Латеранского Собо­ра 649 года, Константинопольского Собо­ра 1084 года, а кроме того приводит выска­зывания таких святых отцов, как святители Ириней Лионский, Афанасий Великий, Ва­силий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, святой Юстини­ан Великий, святитель Григорий Двоеслов, преподобные Кириак Отшельник, Варсоно-фий Великий, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник, святитель Герман Константи­нопольский, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Феодор Студит, святитель Фотий Константинопольский, преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Ни­кита Стифат, преподобный Григорий Синаит, святители Симеон Фессалоникийский, Марк Ефесский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник и преподобный Силуан Афонский, ясно утверждавших, что гряду­щее наказание грешникам – реальность, ко­торой не будет конца[14].
Конечно, для некоторых людей свое лич­ное мнение выше и мнения святых отцов, и Соборов. Не удерживает их даже страх вечных мук (они в них как раз и не верят). Вот что пишет святитель Игнатий (Брян­чанинов): «Тщетно гремит угрозами Сло­во Божие, тщетно возвещает о страшных бесконечных муках!... Имя имаши яко жив, а мертв еси (Апок. 3, 1)»[15]. Действительно, состояние духовной прелести делает чело­века духовно мертвым, но имеющим высо­кое самомнение о себе и своем учении, иду­щим вразрез с учением Церкви – духовно мертвый не видит этого, думая, что он жив. Доходит даже до того, что сторонники апокатастасиса обещают самые страшные муки в аду тем, кто верит в вечность мучений. Как будто не читают они вечерние молитвы: «Суда Твоего Господи, боюся и муки безконечныя». Верны слова Господа: ты носишь имя, будто жив, но ты мертв (Откр. 3,1).
Наш долг постараться спасти души лю­дей от этих самых вечных мук. Но, конечно, если человек не желает, Бог не насилует воли человека. Поэтому остается только привести цитату из пророка Иезекииля: Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, - то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою (Иез. 33, 9).

Священник Николай Баринов
23.05.2011



[1] Святитель Феофан Затворник. Алфавит Духовный. М., 2006 – С.59-60
[2] Карташев А.В. Вселенские Соборы http://azbyka.ru/dictionary/03/kartashev_vselenskie_sobory_08-all.shtml
[3] Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н.Новгород, 2005 – С.413
[4] Поснов М.Э. История Христианской Церкви http://www.kursmda.ru/index.php/library.html
[5] Каноны или Книга Правил святых апостолов, святых Соборов, Вселенских и Поместных и святых отцов на русском языке. СПб., 2000 – С.59
[6] Каноны или Книга Правил святых апостолов, святых Соборов, Вселенских и Поместных и святых отцов на русском языке. СПб., 2000 – С.103
[7] М.П. К вопросу о так называемом "единоличном мнении" митрополита Сергия.  Символ. №39. Париж, 1998. - С. 152-153, 166
[8] Старец Силуан Афонский. Часть II. Писания старца Силуана http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1392#part_16504
[9] Святитель Игнатий Ставропольский. Приношение современному монашеству. М., 2001 – С.159
[10] Святитель Илия Минятий. http://www.pravpost.org.ua/page-al-iliya_minyatiy.html
[11] Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Мф., 25 гл. http://www.pagez.ru/lsn/0113.php
[12] Святитель .Симеон Солунский. Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т.III: Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. Ч.II: Толкование на божественный и священный Символ православной и непорочной нашей веры христианской. СПб., 1857, с.113-114
[13] Перевезенцев С. В. Святитель Григорий Нисский http://www.portal-slovo.ru/history/35536.php // Щипина Р.В. Святитель Григорий Нисский об образе человека в христианском искусстве http://www.ncca.ru/innovation/files/applications/1296049004986.doc
[15] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Приготовление к таинству исповеди  http://www.hram-feodosy.kiev.ua/article/4/6/460/1

Комментариев нет: