"Зачем Христос сходил во ад?" священник Николай Баринов

На это вполне определённо отвечают и Слово Божие, и Святые Отцы. Апостол Пётр пишет: «Христос... находящимся в темнице... сойдя, проповедал» (1 Пет. 3, 18—19).  Но в настоящее время появилась статья профессора А.И. Осипова, где он пытается доказать, что Христос вывел из ада всех там находящихся в Царствие Небесное, приводя при этом цитаты из святых отцов[1]. Здесь можно уверенно сказать, что эти святые отцы, высказывания которых приводит профессор Осипов, ничего подобного не говорили. Для этого нужно только разобрать их цитаты.

Начнем со святителя Иоанна Златоуста. Всем известна фраза из его знаменитого Пасхального Огласительного Слова: «Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе»[2]. Казалось бы что может быть яснее? Но на самом деле все совершенно не так, как кажется на первый взгляд. Чтобы понять учение Иоанна Златоуста по этому вопросу нужно сопоставить, что он пишет об этом в других местах. Вот еще одно место из его  писаний, казалось бы подтверждающее, что Христос после сошествия во ад, вывел всех в Царствие Небесное: «А Господь, обезоружив смерть, поправ ад, исцелив древо древом, разрушив врата и сокрушив запоры ада, связав диавола и освободив мир, вознес всех на небеса, воскресши из мертвых»[3]. Итак, что же за «все», о которых пишется в этом тексте? Ответ мы находим здесь же: «ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил (Пс. 106, 16). И тотчас, приступив, Господь сокрушил врата и сломал запоры, и попрал силы ада, и муки смертные разрешил, и жало ада притупил. И исполнилось Писание: "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа" (1 Кор. 4, 55)? Навстречу ему вышли пророки с радостью и ликованием, воспевая и говоря: "благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних" (Mф.21:9). Тогда взял Господь диавола и связал его узами неразрешимыми; Он послал его в преисподнюю ада и уготовал ему огнь неугасающий и червей неумирающих; там заключен он, плачущий и стенающий. А пророков Господь вывел всех из ада и сказал им: следуйте в рай, – и они с радостью вышли из ада»[4]. Пророков вывел всех из ада – больше ни о ком здесь не говорится. Если это не достаточно убедительно, то можно привести еще другие места из творений великого святителя: «Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти - суд и наказание. “Во гробе, - сказано, - кто будет славить Тебя” (Пс. 6, 6)? Чем же сокрушены врата медные, и стерты вереи железные? Телом Христовым. Тогда именно в первый раз явилось тело бессмертным, и разрушило владычество смерти. Впрочем, это показывает только, что Им сила смерти разрушена, а не истреблены грехи умерших прежде пришествия Его. В противном случае, если Он освободил от геенны всех прежде умерших, то почему же сказал: “Земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе” (Мф. 11, 24)? Этим дано разуметь, что и они, хотя легче, однако же будут наказаны. И хотя они здесь уже понесли крайнее наказание, однако и это их не избавит». И ниже о тех, кого вывел Христос: «те, которые хотя и не знали Христа, как жившие до пришествия Его во плоти, но удалялись идолопоклонства, поклонялись единому Богу и проводили добродетельную жизнь, будут наслаждаться всеми благами». Иоанн Златоуст определенно говорит, что Христос вывел из ада не всех, а только ветхозаветных пророков и праведников. Осталось еще разобрать, как это согласуется со словами Иоанна Златоуста: «мертвый ни един во гробе». Для того, чтобы разрешить кажущееся противоречие приведем еще одну его цитату: «это место ада было самое мрачное и безотрадное и никогда не причастно было природе света… пока не сошло туда Солнце правды, не осветило и не сделало ада небом, - потому что где Христос, там и небо»[5]. То есть после сошествия Христа во ад, он стал «небом». Поэтому «мертвый ни един во гробе», ибо там «небо» и совершенно несостоятельно утверждение профессора Осипова о том, что сошествие Христа в ад — акт вневременнóй. Иначе и в настоящее время ада не существует, там  «небо», что совершенно противоречит как Священному Писанию, так и святым отцам.
Кроме того, еще одно объяснение слов: «мертвый ни един во гробе», можно найти в Евангелии: и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли  и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27, 52-53). Тогда становится понятно: «мертвый (святой) ни един во гробе».
И, в заключении, об Иоанне Златоусте можно еще добавить, что у него во многих местах существуют целые трактаты о бесконечности мучений грешников[6]. Конечно, совершенно невозможно допустить, что у великого святителя раздваивались мысли, и у него было два разных мнения по одному вопросу, что равносильно обвинению его (или любого другого святого отца) в шизофрении. Как мы видим его учение очень четко говорит, что Христос, сошедши во ад, на время Своего нахождения там сделал ад небом, поэтому на это время ад перестал быть адом: «мертвый ни един во гробе». Проповедав душам, он вывел оттуда праведников.
Праведники, которые находились в аду не в муках, увидели Христа – Солнце правды и с радостью пошли за Ним, все, находившиеся ранее во тьме. Но другое дело грешники. Вот что пишет Афанасий Великий: «Вверженные в огнь вечный, не увидели они Солнца правды. Это подобно сказанному: да возмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис. 26, 10)»[7]. Эти слова Афанасия Великого так же говорят в пользу того, что Христос вывел из ада только праведников.
Еще профессор Осипов допускает возможность войти в Церковь путём огненного крещения. Он приводит цитату святителя Григория Богослова: «Может быть, они будут там крещены огнём — этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поядает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха»[8]. И на этом основывается еще один довод защитников апокатастасиса, что после такого «огненного крещения» все спасутся. Чтобы опровергнуть это мнение достаточно привести цитату того же Григория Богослова, который писал о бесконечных муках. В слове 15-ом он рассуждает так: Не говорю уже о тамошних судилищах, которым предаются пощаженные здесь; почему лучше здесь подвергнуться вразумлению и очищению, нежели претерпеть истязание там, когда настанет время наказания, а не очищения. Ибо как выше смерти поминаяй здесь Бога (о чем прекрасно любомудрствует Давид), так для отшедших отсюда нет исповедания и исправления во аде (Пс. 6, 6)…
Тогда поставятся престолы, Ветхий денми сядет, раскроются книги, потечет река огненная, предстанут пред взоры свет и тьма уготованная: и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, который ныне сокровен во Христе, напоследок же с Ним явится, а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин. 5, 29), которым осудило уже неуверовавших судящее им слово (Ис. 12, 48). И первые наследуют неизреченный свет и созерцание Святой и Царственной Троицы… а уделом вторых, кроме прочего, будет мучение, или, вернее сказать, прежде всего прочего, отвержение от Бога и стыд в совести, которому не будет конца[9].
Но, вернемся к нашей теме, схождению Христа во ад. Если прочитать внимательно  цитаты из статьи профессора Осипова, то не нужно приводить еще дополнительных высказываний этих святых отцов, ибо в приведенных цитатах ничего не говорится о выведении из ада всех.
Преподобный Максим Исповедник. Что значит: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1 Пет. 4, 6)? Как мертвые судятся по плоти?
Объясняя эти слова апостола Петра о сошествии Христа в ад, он писал: «...Писание называет „мёртвыми” людей, скончавшихся до пришествия Христа… Им и была благовествуема, по словам св. Петра, великая проповедь спасения — когда они уже были осуждены по человеку плотию, то есть восприняли, через жизнь во плоти, наказание за преступления друг против друга, — для того, чтобы жили по Богу духом, то есть, будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения, веруя во Спасителя, сошедшего во ад спасти мёртвых»[10]. Во-первых, здесь мы не видим слова «всех». Во-вторых святой Максим Исповедник только предполагает это, а не утверждает. Для этого нужно прочитать далее его цитату: «Или, быть может, [Священное Писание] прикровенно называет "мертвыми" тех, кто носит в теле мертвость Господа Иисуса… ». Это второе предположение святого Максима Исповедника относительно этих слов апостола Петра. В-третьих, Господь не только сошел во ад спасти мёртвых, но и на землю пришел спасти живых, только не многие приняли Его проповедь и пошли за ним – «малое стадо». И, наконец, последнее. Так как святого Максима Исповедника пытаются так же сделать сторонником апокатастасиса, необходимо привести его высказывание о бесконечных муках грешников: «И сотворит Он отмщение Своим противникам, отделив, через святых Ангелов, неправедных от праведных, проклятых от святых, или - говоря кратко - отделив идущих на поводу у плоти от тех, кто следует за Духом Божиим. И, как гласит истина божественных словес, Он воздаст на бесконечные и нескончаемые века праведное воздаяние каждому, соответственно достоинству прожитой им жизни»[11].
Святитель Иннокентий (Борисов) в своём «Слове в Великую Субботу», обращаясь к тому же месту послания апостола Петра пишет: «Те, кои ожили духом, не могли уже быть оставленными среди жилища смерти, и Победитель смерти, сошедши во ад Один, долженствовал извести с Собою многих. Если бы кто касательно сего усомнился дать полную веру аду, жалующемуся на то, что Он при сем случае “погубил еси мертвецы, имиже царствова от века”, не может усомниться в свидетельстве Церкви, которая несомненно воспевает, что сошествием Божественного Жениха ея во ад “истощены вся адова царствия”». Что же мы здесь видим? Выведены из ада только «Те, кои ожили духом, не могли уже быть оставленными среди жилища смерти», то есть те, которые приняли проповедь Спасителя своей свободной волей. По мнению святителя Иннокентия, среди них могли быть даже самые упорные души. Еще: «сошедши во ад, Один, долженствовал извести с Собою многих», а не всех. И еще: «истощены вся адова царствия». Истощены, то есть ослабели (истощаться, перевод – изнуряться, ослабевать[12]), а не опустошились.
Преподобный Иоанн Дамаскин: «Теми же, кто только по человеколюбию Божию спаслись, были, как думаю, все, которые имели чистейшую жизнь и совершали всевозможные добрые дела, живя скромно, воздержно и целомудренно, но веры чистой и божественной не восприняли, потому что не были наставлены в ней и остались вовсе не наученными. Их-то Управитель и Владыка всех привлёк, уловил божественными сетями и убедил их уверовать в Него, воссияв им божественными лучами и показав им свет истинный»[13]. Святой Иоанн допускает выведение из ада даже не наученных вере в Бога, но живших праведно. Опять же ни слова о всех.
Святой Ефрем Сирин: «во гласе Господа ад получил предуведомление приготовиться к последующему Его гласу, который совершенно упразднит его»[14]. На это есть ответ Священного Писания. Когда закончится течение времени: И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.  И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр. 20, 14-15).
Еще А.И. Осипов пишет: «…тот факт, что ветхозаветные праведники, благоразумный разбойник, многие мученики и другие, не принявшие Таинства Крещения здесь, тем не менее спаслись, свидетельствует, что границы Церкви Христовой шире её земных канонических пределов и что, следовательно, получение дара благодати Крещения и вхождение в «Тело [Христово]» (Кол. 1; 24) возможно и там»[15]. Это не подкреплено никакими цитатами и противоречит учению Церкви. Благоразумный разбойник и мученики приняли здесь на земле Крещение кровью. Древняя церковь знала такое крещение, "baptisma sanguinie", но это было исключением из общего правила, вызванное особо трагическими временами жизни Церкви, во время гонения и перед лицом неминуемой смерти. Но и это исключение обуславливалось учением о крещении как аналогии смерти. Поэтому, если гонимый и пострадавший (μάρτυs), заявивший себя христианином в момент страдания, оставался в живых, то крещение кровью соответственно восполнялось. Другими словами, крещение кровью заменяло таинство крещения только во время гонения и перед самой смертью: «Если оглашенный будет схвачен за имя Господне, то пусть он не сомневается в полноте своего свидетельства. Если же ему было причинено насилие и он был замучен, когда его грехи не были ему отпущены, то он будет оправдан. Ибо он принял крещение своею кровью»[16]. Только кровь, пролитая во время мученичества во имя Христа, рассматривалась как таинство крещения[17]. Вот что писал церковный писатель второго века Тертулиан: «Впрочем, для нас существует еще и второе крещение, также одно-единственное, а именно крещение крови… Эти два крещения Он источает из раны пронзенного бока… Это и есть крещение, которое заменяет даже не принятую купель и возвращает утерянную»[18].
Итак, из этой статьи профессора Осипова мы видим, что нет достоверных данных о том, что Христос вывел из ада всех. Но даже если и будут найдены какие-то цитаты святых отцов, действительно говорящие о том, что Христос вывел их ада всех ветхозаветных людей, среди подавляющего большинства святых, это будет их частное мнение и, кроме того,  это никак не связано с бесконечной участью людей после всеобщего Страшного Суда. Да и что выше слов Самого Спасителя, который предупреждает о страшных бесконечных мучениях: червь их не умирает и огонь не угасает (Мк. 9, 44)? Поэтому не будем беспечны, но употребим все усилия, подвизаясь в этой временной жизни, чтобы после такого грозного предупреждения не попасть в бесконечную муку.

Священник Николай Баринов
17.06.2012

Дополнение. В настоящее время вышла дополненная статья профессора Осипова[19], где он приводит цитаты еще двух святых отцов: Амфилохия Иконийского, в которой говорится, что все побежали за Христом, когда Он сошел во ад и Епифания Кипрского, в которой говорится, что Христос «ад соделал пустым». Что касается первой цитаты, здесь можно только предположить, что, как и в случае с Иоанном Златоустом, который разъясняет слово «все» (см. выше) в смысле «все праведники», так же понимал и святитель Амфилохий. Если же нет, то это частное мнение одного святого. Касательно второй цитаты, пусть лучше ответит сам святитель Епифаний Кипрский:  «Ад отверзся, медные врата его стерлись, вереи железные сокрушились, и души святых востекли за Христом, лишь только Он воззвал к душам, связанным в сени смертной, чтобы они вышли, лишь только возвестил им жизнь. Тогда-то исполнились слова Писания: яко сокруши врата медная, и вереи железных сломи (Пс. 106, 16)»[20]. И еще: «Что же? Ужели Бог, сошедши во ад, спасает всех без разбора? Нет. Он и там спасает одних уверовавших»[21]. Мы видим, что Господь «и там спасает одних уверовавших», «лишь только Он воззвал к душам, связанным в сени смертной», «души святых востекли за Христом». Поэтому, когда святой отец говорит, что Христос опустошил ад, получается, что «опустошил», но не полностью.

Примечание. Множество цитат святых отцов о схождении Христа во ад, подтверждающих, что Он вывел их ада только праведников можно прочитать в статье Юрия Максимова «Вечны ли адские муки? Часть 2». http://www.pravoslavie.ru/put/4201.htm



[1] Осипов А.И. Зачем Христос нисходил во ад?
http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=2163
[2] Слово Огласительное во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго
http://www.orthlib.ru/John_Chrysostom/paskha.html
[3] Иоанн Златоуст. В святую и великую Пятницу на святую страсть Господню
http://agios.org.ua/wiki/index.php/Иоанн_Златоуст._В_святую_и_великую_Пятницу_на_святую_страсть_Господню
[4] Иоанн Златоуст. В святую и великую Пятницу на святую страсть Господню
http://agios.org.ua/wiki/index.php/Иоанн_Златоуст._В_святую_и_великую_Пятницу_на_святую_страсть_Господню
[5] Иоанн Златоуст. Беседа о кладбище и о кресте.
http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z02_1/Z02_1_40.htm
[6] Иоанн Златоуст. Беседы на 1-е послание к Коринфянам. Беседа 9.
http://agios.org.ua/wiki/index.php/Иоанн_Златоуст._Беседы_на_1-е_послание_к_Коринфянам
[7] Афанасий Великий. Толкование на псалмы. Пс. 36, 13
http://agios.org.ua/wiki/index.php/Афанасий_Великий._Толкование_на_псалмы
[8] Григорий Богослов. Слова. Часть 2. Слово 39, на святые светы явлений Господних.
http://agios.org.ua/wiki/index.php/Григорий_Богослов._Слова._Часть_2
[9] Григорий Богослов. Слова. Часть 1. Слово 15. http://agios.org.ua/wiki/index.php/Григорий_Богослов._Слова._Часть_1
[10] Осипов А.И. Зачем Христос нисходил во ад?
http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=2163
[11] Максим Исповедник. Мистагогия
http://agios.org.ua/wiki/index.php/Максим_Исповедник._Мистагогия
[12] Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка, составленный вторым отделением Императорской Академии Наук. Том II. СПб, 1847 – С.146
[13] Осипов А.И. Зачем Христос нисходил во ад?
http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=2163
[14] Осипов А.И. Зачем Христос нисходил во ад?
http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=2163
[15] Осипов А.И. Зачем Христос нисходил во ад?
http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=2163
[16] Ипполит Римский. Апостольское Предание
http://agios.org.ua/wiki/index.php/Ипполит_Римский._Апостольское_Предание
[17] Прот. Николай Афанасьев. Служение мирян в церкви. Глава 1. Поставление лаиков.
http://www.hesychasm.ru/library/laos1/af1.htm
[18] Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. О крещении. 16. Крещение кровью.
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/18t/tertullian/tertullian1/12.html
[19] Посмертная жизнь: Зачем Христос нисходил в Ад?
http://www.pravoslavie.by/page_book/81526
[20] Епифаний Кипрский. Слово на Святое Воскресение Христово
http://agios.org.ua/wiki/index.php/Епифаний_Кипрский._Слово_на_Святое_Воскресение_Христово
[21] Епифаний Кипрский. Слово на Великую Субботу
http://agios.org.ua/wiki/index.php/ Епифаний_Кипрский._Слово_на_Великую_Субботу

Комментариев нет: