"Ложь проф. Осипова о свят. Игнатии Брянчанинове" Артем Рыжов

Предисловие

Известный современный богослов профессор Алексей Ильич Осипов занимается тем, что проповедует ложные учения под видом православного богословия. Одним из таких лжеучений является идея, что вечные муки для грешников о которых сказано в Священном Писании прекратятся, это учение Церковь осудила как ересь, об этом можно прочитать в «Православно - Догматическом Богословии» митрополита Макария Булгакова:


«Православная Церковь всегда веровала, что мучения адския будут вечны. Веру свою она выразила – а) торжественно на пятом вселенском Соборе, когда осудила лжеучение оригеново, будто демоны и нечестивые люди будут страдать во аде только до определеннаго времени, и за тем снова будут возстановлены в свое первобытное, невинное состояние (2077);»[1]
Святитель Димитрий Ростовский написал о Пятом Вселенском Соборе:
«Пятый Вселенский Собор был в городе Константинополе в 533 году, в царствование Юстиана Великого. На нем собралось сто шестьдесят Святых Отцов, и старейшинами его были: Евтихий Константинопольский, Аполлинарий Александрийский, Домн Антиохийский и Дамиан Созополитский. Этот Святой Собор довершил и подтвердил деяния Святого Собора Халкидонского, проклял ереси, распространившиеся в его время, а именно древние баснословные учения прославленного учителя пресвитера Оригена, Евагрия и Дидима, которые неразумно учили, что будет конец мукам, «ибо Господь, - говорили они, - щедр и многомилостив, не до конца прогневается» (Пс. 102, 9), забывая в то же время евангельские слова: И пойдут сии во муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46); каковым словам не противоречат и приведенные слова из псалма: Не до конца прогневается Господь, поскольку они относятся к нынешнему веку и имеют то же значение, что и сказанное в седьмом псалме: Бог – судия праведный и крепкий, и долготерпеливый, и всякий день строго взыскивающий (Пс. 7, 12 - 14).»[2]
Святитель Филарет Московский выразил учение Церкви о вечных муках в Катихизисе:
«Вопрос: А что будет с неверующими и беззаконниками? Ответ: Они будут преданы вечной смерти, или, иначе сказать, вечному огню, вечному мучению вместе с диаволами.»[3]
Но проф. Осипову Вселенский Собор не указ поэтому в одной из своих лекций он заявил:
«Существует, если хотите, два параллельных ряда высказываний святых отцов, два параллельных ряда, многие из этих отцов не касались разбора этого вопроса, вы слышите, просто не касались, они занимались как только тем, что констатировали, что мы находим в Священном Писании, как говорит нам Евангелие и всё. И только немногие из отцов, слышите, совсем очень немногие из отцов, которые поставили со всей определенностью вопрос, важнейший вопрос, вопрос этот в чем заключается, он простой и конечно в высшей степени сложный: «Как понять чтобы Бог будучи любовью мог дать бытие, бытие тому кто пойдёт, как он знает точно он же Бог, на вечные, не бесконечные даже а вечные мучения?». Повторяю вам, большинство отцов обходили этот вопрос, они констатировали то, что в Евангелии написано: «Праведники как солнце просветятся в Царствии Небесном, грешники пойдут в муку вечную» и всё, не отвечая на этот вопрос, а этот - то вопрос является в высшей степени важным. Я вам скажу даже по некоторому опыту, что он беспокоит очень многих. Дак вот если обратиться к истории Церкви, то мы находим очень интересную вещь, что целый ряд отцов занимались этим вопросом, поставили этот вопрос и ответили на него, отсюда мы находим два ряда параллельные, две параллельные линии идут, вот те, которые не ставили этого вопроса они просто утверждают то, что имело место, имело место в Евангелии, что написано, вот буква если хотите. Вторая параллельная линия - целый ряд отцов, которые ставили этот вопрос и все они эта вторая линия, я не знаю, может быть есть исключения, но думаю, что нет, все они ответили на этот вопрос прямо противоположным образом то есть все они ответили, что муки будут, да, вечные, да, бесконечные, нет. Причём если бы вы знали только, какие отцы об этом говорили, это же поразительное просто я вам скажу дело какие отцы.»[4]
Проблема только в том, что никакого «целого ряда отцов» говоривших о том, что муки кончатся не существует, единственным святым отцом, который говорил, что муки грешников будут иметь конец был св. Григорий Нисский[5], который жил до Пятого Вселенского Собора.
Из одного святого отца очень трудно сформировать «целый ряд отцов» поэтому проф. Осипов решил пойти на обман, он приписал идею, что муки прекратятся тем святым отцам, которые утверждали, что будут бесконечные муки для грешников.
В своей статье я постараюсь опровергнуть ложь проф. Осипова в отношении святых отцов, которым он приписал идею, что муки будут иметь конец.

Ложь проф. Осипова о св. Игнатии Брянчанинове

Обосновывая идею, что адские муки прекратятся проф. Осипов в своей книге «Посмертная жизнь» цитировал святых отцов и решил сослаться на св. Игнатия Брянчанинова:
«Даже святитель Игнатий (Брянчанинов), который высказывал решительное убеждение о возможности спасения только в Православии, писал:«Лишённые славы христианства, не лишены другой славы, полученной при создании: они - образ Божий»1. Понятно, что Святитель не мог говорить о славе вечных мук ада.»[6]
Ту же самую мысль проф. Осипов повторил в одном из своих интервью:
«Игнатий Брянчанинов, это удивительным образом, который говорил, что спасутся только православные, когда заговорил об этом вопросе, то писал: «Лишённые славы христианства, (те. не христиане ред. Осипов) не лишены другой славы, полученной при создании: они - образ Божий». Интересно какая это слава для находящихся в аду?!»[7]
На основе цитаты из сочинений св. Игнатия проф. Осипов сделал следующие выводы:
«Понятно, что Святитель не мог говорить о славе вечных мук ада.» «Интересно какая это слава для находящихся в аду?!»
т.е проф. Осипов сделал вывод о несовместимости вечных мук и славы человека как образа Божия: «Понятно, что Святитель не мог говорить о славе вечных мук ада.».
Надо сказать, что в цитате приведенной проф. Осиповым св. Игнатий ни слова не говорит о том, что муки грешников будут иметь конец, выводы сделанные проф. Осипов в отношении позиции св. Игнатия, попросту «высосаны из пальца» и полностью опровергаются самим св. Игнатием.
Я думаю, что проф. Осипов знает как св. Игнатий Брянчанинов учил о вечных муках, но предусмотрительно умалчивает об этом.
Св. Игнатий Брянчанинов не видел никакого противоречия в том, что грешный человек, являясь образом Божьим, будет вечно гореть в аду:
«Огнь вечный, бездна огненная, зажженная давно, неугасимая, приготовленная для диавола и ангелов его, ожидает образы Божии, искаженные, сделавшиеся непотребными. Там они будут гореть вечно, не сгорать вечно!»[8]
Так же св. Игнатий совершенно четко утверждал, что будут вечные муки, которые никогда не кончатся, в подтверждение этого процитирую св. Игнатия:
«Напрасно вопиют сладострастные эпикурейцы1: «Не может быть, чтоб адская мука, если только она существует, была так жестока, была вечна! Это несообразно ни с милосердием Божиим, ни с здравым разумом. Человек существует на земле для наслаждения; он окружен предметами наслаждения: почему ж ему не пользоваться ими? Что тут худого и греховного?» Оставляя этот клич на произвол произносящим его и противопоставляющим его Божественному Откровению и Учению, сын Святой Церкви, пребывающий на земле для покаяния, руководствуется в понятиях своих о вечности и лютости адских мук Словом Божиим. Чего не отвергало многострастное человеческое сердце, чтоб свободнее предаваться разврату! Оно употребило разум в слепое орудие своих греховных пожеланий, хотя и величает его здравым. Для своей греховной свободы оно отвергло учение о Боге и о Его заповедях, возвещенное на земле Самим Сыном Божиим, отвергло духовносладостнейшее наслаждение, доставляемое любовию Божиею: мудрено ли, что оно отвергло бразду и грозу, останавливающие грешника в путях его, отвергло ад и вечные муки? Но они существуют. Грех всякой ограниченной твари пред ее Творцом, бесконечно совершенным, есть грех бесконечный; а такой грех требует бесконечного наказания. Наказание твари за грех пред ее Творцом должно вполне растлить ее существование: ад с своими лютыми и вечными муками удовлетворяет этому требованию неумолимой справедливости2.
Священное Писание повсюду называет адские муки вечными: это учение постоянно проповедовалось и проповедуется Святою Церковию. Господь наш Иисус Христос несколько раз в Святом Евангелии подтвердил грозную истину. Предвозвещая отверженным грешникам общую участь с падшими ангелами, Он объявил, что скажет им на Страшном Суде Своем: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его1. По изречении окончательного определения на род человеческий, погибшие отыдут в муку вечную2.»[9]
«Смерть была бы отрадой для адских узников. Ее нет для них: удел их — бесконечная жизнь для бесконечных страданий.»[10]
«Забыл ты о вечной участи грешников, не удостоившихся милости Божией. Они, за отвержение добродетели и за отвержение покаяния, которым врачуются уклонения от добродетели, нисходят в преисподний ад, предаются пыткам и казням, не имеющим ни меры, ни конца.»[11]

«В вечности уготовано для нас Божие Царство; вне его — бесконечное горе, бедствие, которое никогда не прекратится, — плач и рыдание, которые никогда не утешатся и никогда не умолкнут[12]
На основе цитат из сочинений святых отцов «добытых» таким образом проф. Осипов заявил:
«Как понимать все эти слова святых – лишь как поэзию, красивую лирику, распространяющуюся в действительности только на небольшой круг избранных, или это реальность новой жизни, принесенной Спасителем человечеству? Совершенно очевидно, все эти их слова говорят с полной определенностью о том, что победою Христовою все, не только праведно жившие, но даже и мертвые, некогда непокорные, были и будут освобождены из ада. Все они, пройдя в нем огненный искус страстей, приняли и примут Спасителя, получат дар благодати Крещения, и, таким образом, став членами Церкви Христовой, спасутся.»[13]
Кажется, о проф. Осипове говорят, что он очень почитает св. Игнатия Брянчанинова, думаю, что это не так: тот, кто почитает святого отца, не станет приписывать ему те идеи, которые святой отец прямо опровергал.

[1] «Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, 2007 г., стр. 657 – 658.
[2] Творения Святителя Димитрия Ростовского, том 3, Издательство Сестричества во имя Святителя Игнатия Кавказского, Москва, 2005 г., стр. 382 - 383
[3] Святитель Филарет Московский. Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Издательство Сибирская Благозвонница, Москва, 2009 г., стр. 98, О двенадцатом члене Символа веры.
[4] О геенне (Апологетика, 1 курс МДА 2008-04-15), 7 мин. 35 с. - 11 мин. 07 с.
[5] Ошибочное мнение св. Григория Нисского было опровергнуто несколькими святыми отцами, об этом вы можете прочитать в статье Юрия Максимова «Вечны ли адские муки? Часть 3». перейти к статье
[6] Проф. Осипов, «Из времени в вечность.Посмертная жизнь души» 6-е издание, изд-во Московской Патриархии, 2012 г. стр. 122
[7] Вторая встреча с проф. А.И.Осиповым в Московской студии ТК Союз. Часть 1 (ТК Союз 2010-12-08)
54 мин. 34 с. – 55 мин. 01 с.
[8] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова, "Паломник", Москва, 2006 год, том 2,
стр. 128
[9] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова, "Паломник", Москва, 2006 год, том 3,
стр. 118  - 121
[10] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова, "Паломник", Москва, 2006 год, том 5,
стр. 105
[11] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова, "Паломник", Москва, 2006 год, том 5,
стр. 350 - 351
[12] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова, "Паломник", Москва, 2006 год, том 4,
стр. 272
[13] Проф. Осипов, «Из времени в вечность.Посмертная жизнь души» 6-е издание, изд-во Московской Патриархии, 2012 г. стр. 124

Комментариев нет: