"Ложь проф. Осипова о свят. Иоанне Златоусте" Артем Рыжов

Предисловие

Известный современный богослов профессор Алексей Ильич Осипов проповедует ложные учения под видом православного богословия. Одним из таких лжеучений является идея, что вечные муки для грешников о которых сказано в Священном Писании прекратятся, это учение Церковь осудила как ересь, об этом можно прочитать в «Православно - Догматическом Богословии» митрополита Макария Булгакова:


«Православная Церковь всегда веровала, что мучения адския будут вечны. Веру свою она выразила – а) торжественно на пятом вселенском Соборе, когда осудила лжеучение оригеново, будто демоны и нечестивые люди будут страдать во аде только до определеннаго времени, и за тем снова будут возстановлены в свое первобытное, невинное состояние (2077);»[1]
Святитель Димитрий Ростовский написал о Пятом Вселенском Соборе:
«Пятый Вселенский Собор был в городе Константинополе в 533 году, в царствование Юстиниана Великого. На нем собралось сто шестьдесят Святых Отцов, и старейшинами его были: Евтихий Константинопольский, Аполлинарий Александрийский, Домн Антиохийский и Дамиан Созополитский. Этот Святой Собор довершил и подтвердил деяния Святого Собора Халкидонского, проклял ереси, распространившиеся в его время, а именно древние баснословные учения прославленного учителя пресвитера Оригена, Евагрия и Дидима, которые неразумно учили, что будет конец мукам, «ибо Господь, - говорили они, - щедр и многомилостив, не до конца прогневается» (Пс. 102, 9), забывая в то же время евангельские слова: И пойдут сии во муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46); каковым словам не противоречат и приведенные слова из псалма: Не до конца прогневается Господь, поскольку они относятся к нынешнему веку и имеют то же значение, что и сказанное в седьмом псалме: Бог – Судия праведный и крепкий, и долготерпеливый, и всякий день строго взыскивающий (Пс. 7, 12 - 14).»[2] 
Святитель Филарет Московский выразил учение Церкви о вечных муках в Катихизисе:
«Вопрос: А что будет с неверующими и беззаконниками? Ответ: Они будут преданы вечной смерти, или, иначе сказать, вечному огню, вечному мучению вместе с диаволами.»[3]
Но проф. Осипову Вселенский Собор не указ поэтому в одной из своих лекций он заявил:
«Существует, если хотите, два параллельных ряда высказываний святых отцов, два параллельных ряда, многие из этих отцов не касались разбора этого вопроса, вы слышите, просто не касались, они занимались как только тем, что констатировали, что мы находим в Священном Писании, как говорит нам Евангелие и всё. И только немногие из отцов, слышите, совсем очень немногие из отцов, которые поставили со всей определенностью вопрос, важнейший вопрос, вопрос этот в чем заключается, он простой и конечно в высшей степени сложный: «Как понять чтобы Бог будучи любовью мог дать бытие, бытие тому кто пойдёт, как он знает точно он же Бог, на вечные, не бесконечные даже а вечные мучения?». Повторяю вам, большинство отцов обходили этот вопрос, они констатировали то, что в Евангелии написано: «Праведники как солнце просветятся в Царствии Небесном, грешники пойдут в муку вечную» и всё, не отвечая на этот вопрос, а этот - то вопрос является в высшей степени важным. Я вам скажу даже по некоторому опыту, что он беспокоит очень многих. Дак вот если обратиться к истории Церкви, то мы находим очень интересную вещь, что целый ряд отцов занимались этим вопросом, поставили этот вопрос и ответили на него, отсюда мы находим два ряда параллельные, две параллельные линии идут, вот те, которые не ставили этого вопроса они просто утверждают то, что имело место, имело место в Евангелии, что написано, вот буква если хотите. Вторая параллельная линия - целый ряд отцов, которые ставили этот вопрос и все они эта вторая линия, я не знаю, может быть есть исключения, но думаю, что нет, все они ответили на этот вопрос прямо противоположным образом то есть все они ответили, что муки будут, да, вечные, да, бесконечные, нет. Причём если бы вы знали только, какие отцы об этом говорили, это же поразительное просто я вам скажу дело какие отцы.»[4]
Проблема только в том, что никакого «целого ряда отцов» говоривших о том, что муки кончатся не существует, единственным святым отцом, который говорил, что муки грешников будут иметь конец был св. Григорий Нисский[5], который жил до Пятого Вселенского Собора.
Из одного святого отца очень трудно сформировать «целый ряд отцов» поэтому проф. Осипов решил пойти на обман, он приписал идею, что муки прекратятся тем святым отцам, которые утверждали, что будут бесконечные муки для грешников.
В своей статье я постараюсь опровергнуть ложь проф. Осипова в отношении святых отцов, которым он приписал идею, что муки будут иметь конец.

Ложь проф. Осипова о св. Иоанне Златоусте

 

В одной из своих лекций проф. Осипов заявил:
«Существует, если хотите, два параллельных ряда высказываний святых отцов, два параллельных ряда, многие из этих отцов не касались разбора этого вопроса, вы слышите, просто не касались, они занимались как только тем, что констатировали, что мы находим в Священном Писании, как говорит нам Евангелие и всё. И только немногие из отцов, слышите, совсем очень немногие из отцов, которые поставили со всей определенностью вопрос, важнейший вопрос, вопрос этот в чем заключается, он простой и конечно в высшей степени сложный: «Как понять чтобы Бог будучи любовью мог дать бытие, бытие тому кто пойдёт, как он знает точно он же Бог, на вечные, не бесконечные даже а вечные мучения?». Повторяю вам, большинство отцов обходили этот вопрос, они констатировали то, что в Евангелии написано: «Праведники как солнце просветятся в Царствии Небесном, грешники пойдут в муку вечную» и всё, не отвечая на этот вопрос, а этот - то вопрос является в высшей степени важным. Я вам скажу даже по некоторому опыту, что он беспокоит очень многих. Дак вот если обратиться к истории Церкви, то мы находим очень интересную вещь, что целый ряд отцов занимались этим вопросом, поставили этот вопрос и ответили на него, отсюда мы находим два ряда параллельные, две параллельные линии идут, вот те, которые не ставили этого вопроса они просто утверждают то, что имело место, имело место в Евангелии, что написано, вот буква если хотите. Вторая параллельная линия - целый ряд отцов, которые ставили этот вопрос и все они эта вторая линия, я не знаю, может быть есть исключения, но думаю, что нет, все они ответили на этот вопрос прямо противоположным образом то есть все они ответили, что муки будут, да, вечные, да, бесконечные, нет. Причём если бы вы знали только, какие отцы об этом говорили, это же поразительное просто я вам скажу дело какие отцы.»[6]
Далее в лекции:
«Вы знаете книга несколько лет тому назад вышла тогда еще игумена Илариона Алфеева, вот книга его «Христос победитель ада» кажется вот так так, он там называет целый ряд имён, именно в частности кроме Григория Нисского, он говорит, о возможности спасения всех людей говорит Григорий Богослов, преподобный Максим Исповедник, даже оказывается преподобный Иоанн Лествичник, я вот не помню, но видимо где - то есть, очень сильно говорит, я вам еще надеюсь приведу, преподобный Ефрем Сирин, потрясающе говорит Исаак Сирин, говорит Амфилохий Икконийский и чтобы вот на пасхальной службе если не будете, не будете спать то послушайте да, когда будут зачитывать слово, слово, которое традиционно относится и принадлежит Иоанну Златоустому: «Смерть где твоё жало, ад где твоя Победа?!!» всё разрушено послушайте только это слово, и Иоанн Златоуст это сколько уже, по - моему 8 человек, это по крайней мере.»[7]
Далее в лекции:
«Иоанн Златоуст говорит не только в пасхальном слове а даже вот говорит в своих творениях: «Если они были поистине темными пока не сошло туда солнце справедливости, не освятило и не сделало ад небом (вы слышите, что он говорит сделало ад небом, Иоанн Златоуст) ибо где Христос там небо». Мы все знаем о сошествии Христа в ад, но а мы знаем, что Христос вышел оттуда куда - то, удалился и оставил ад без себя, зачем же если там теперь небо.»[8]
В своей книге проф. Осипов писал:
Святитель Иоанн Златоуст, говоря об адовых темницах, следующим образом раскрывает эту мысль:  «Ибо они были поистине темными, пока не сошло туда Солнце справедливости, не осветило и не сделало ад небом. Ибо где Христос, там и небо». Не удивительно поэтому, чтомысли первосвятителя Константинопольского о возможности спасения всех обитателей ада, явились удобным поводом для его обвинения в оригенизме его противником архиепископом Александрийским Феофилом на «соборе под Дубом» (403 г.). Однако в учении Святителя не содержится никаких идей ни о круговращении бытия вселенной, ни о предсуществовании душ, но утверждается великая истина – полная и окончательная победа над злом Христа, сделавшего ад небом.[9]
На основе цитат из творений св. Иоанна и других отцов проф. Осипов сделал следующие выводы:  
«8. По учению Церкви, Воскресением Христовым ад, как закрытая, образно говоря, тюрьма, перестал существовать, разрушены были «вереи адовы». Христос, поется на Пасху, «умертвивый смерть», «смертию смерть поправ», «смертное жилище разори своею смертию днесь».»[10]
«Совершенно очевидно, все эти их слова говорят с полной определенностью о том, что победою Христовой все, не только праведно жившие, но даже и мертвые, некогда непокорные, были и будут освобождены из адаВсе они, пройдя в нем огненный искус страстей, приняли и примут Спасителя и с Ним дар благодати Крещенияи, таким образом, станут членами Церкви Христовой - спасутся. Эта полная победа над адом и смертью догматически точно показана на древнерусской иконе Воскресения, где ад разрушен сошедшим в него Христом.»[11]
Проф. Осипов утверждает, что по мнению св. Иоанна:
1. Христос вывел из ада абсолютно всех.
2. Ад был разрушен сошествием Христа в ад.
3. Христос и сейчас находится в аду.
4. Вечные муки будут не бесконечными.
Я постараюсь опровергнуть эти утверждения.
Св. Иоанн Златоуст действительно писал, что «ад пленен сошедшим в него Господом, упразднен, поруган, умерщвлен, низложен, связан» (413)[12], но если мы начнём исследование этого вопроса у св. Иоанна Златоуста то увидим, что ад не разрушен в том смысле как это хочет представить проф. Осипов.
На самом деле у св. Иоанна Златоуста в его сочинениях есть прямой ответ на вопрос: «Всех ли Христос вывел из ада?». Разумеется проф. Осипов об этом своим читателям решил не сообщать.
Св. Иоанн Златоуст писал:
«Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти - суд и наказание. Во аде же, сказано, кто исповестся Тебе (Пс. VI, 6)? Чем же сокрушены врата медные и стерты вереи железные? Телом Христовым. Тогда именно в первый раз явилось тело бессмертным и разрушило владычество смерти. Впрочем, это показывает только, что Им сила смерти разрушена, а не истреблены грехи умерших прежде пришествия Его. В противном случае, если Он освободил от геенны всех прежде умерших, то почему же сказал: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской (Мф. XI, 24)? Этим дано разуметь, что и они, хотя легче, однако ж будут наказаны. И хотя они здесь уже понесли крайнее наказание, однако и это их не избавит.»[13]
Таким образом Христос, когда сошёл в ад разрушил силу смерти, вывел праведников а грешников в том числе и содомлян, даже несмотря на их крайнее наказание здесь, оставил в аду так как «не истреблены грехи умерших прежде пришествия Его».
Причём это не единственный текст опровергающий ложь проф. Осипова в отношении св. Иоанна Златоуста.
В другом месте св. Иоанн писал:
«Прошло четыре тысячи лет, а наказание содомлян доселе остается в силе.  Как велико человеколюбие Божие, так и наказание Его.»[14]
Таким образом если Христос вывел из ада только праведников а грешников, в частности содомлян, оставил то о каком разрушении ада можно говорить?
Или, что содомляне, наказанные Богом сидят в аду, который стал небом?
Итак тезис проф. Осипова о том, что «ад, как закрытая, образно говоря, тюрьма, перестал существовать.» я опровергаю, содомляне и сейчас находятся в той тюрьме, которую проф. Осипов попытался разрушить своим богословием.
Тут я хочу разъяснить еще несколько моментов, проф. Осипов утверждает, что на Страшном Суде не Господь осудит грешников и после этого отправит их в ад а они сами не захотят быть с Богом и добровольно выберут ад. А еще проф. Осипов говорит, что при воскресении грешники смогут покаяться.
Он пишет об этом так:
«Страшным судом этот последний акт в истории человечества, открывающий и начало его вечной жизни, называется потому, что здесь при последней трубе (1Кор.15;52) каждой личностью будет принято окончательное решение – быть ли ей с Богом или навсегда уйти от Него и остаться «вне» Царства. Христос и на Последнем суде останется неизменной Божественной любовью и не нарушит свободы человеческой воли[15]
«По учению Церкви, по всеобщем воскресении человек вновь получает тело, восстанавливается полнота его духовно-телесной природы. Этовозвращает человеку и волю к самоопределению, следовательно, и последнюю возможность обращения к Богу,  духовного обновления и полного исцеления – в отличие от посмертного состояния души, которое полностью определялось характером земной жизни. Отсюда истрашность Последнего суда - человек навсегда решает свою вечную участь[16]
 «Однако определение в сороковой день не является, по учению Церкви, последним и окончательным. Будут еще молитвы родных, друзей (см.: Лк 16, 9), мо­литвы Церкви, будет последний, Страшный Суд. На нем великое множество людей всех времен и народов, всех верований и безверья, несомненно, во всей глубине осознает свою духовную нищету, уви­дит непостижимую лю­бовь Христову и в вели­чайшем благоговении навеки преклонится перед ним — спасется!» (Проф. Осипов, «Из времени в вечность.Посмертная жизнь души» 6-е издание, изд-во Московской Патриархии, 2012 г. стр.76)
Проф. Осипов пишет: «человек навсегда решает свою вечную участь» красота, не правда ли? Вы только вдумайтесь на Суде подсудимый сам решает быть ему осужденным или помилованным.
После таких слов проф. Осипова разве можно удивляться, что он так популярен?
А вот как св. Иоанн Златоуст пишет о Страшном Суде:
«И во всех отношениях день тот будет ужасен. Соберутся, - говорит Он далее, вси языцы, то есть, весь род человеческий. И разлучит их друг от друга, якоже пастырь овец (ст. 32). Ныне не разделены, но смешаны все; а тогда будет разделение, и самое точное. Сперва Он разделяет их местами, и обнаруживает каждого; а потом и самыми наименованиями показывает внутреннее расположение каждого, называя одних козлищами, а других овцами, и показывая, что первые не приносят никакого плода, - так как от козлов не может быть ни малого плода, - а последние - обильный плод, - так как овцы приносят большую пользу тем, что дают волну, молоко, ягнят, чего вовсе не доставляет козел. Впрочем, бессловесные животные не приносят плода, или приносят его, по своей природе, а люди - по произволу. Потому те из них, которые не приносят плодов, подвергаются мукам, а приносящие плод получают венцы. Господь не прежде подвергает грешников мукам, чем рассудится с ними, почему, разместив их, и произносит обвинения.»[17]
«Суд тот страшен, престол Судьи грозен, требования отчета исполнены ужаса, река огненная пространна.»[18]
«Скажи мне, что с нами будет тогда, когда нас связанных, со скрежещущими зубами, поведут во тьму кромешную?»[19]
Св. Иоанн Златоуст пишет: «требования отчета исполнены ужаса», «нас связанных, со скрежещущими зубами, поведут» что – то не очень похоже на самоопределение о котором пишет проф. Осипов.
По поводу покаяния после смерти:
Св. Иоанн писал:
«Когда отойдём туда, разсуждает св. Златоустъ, то, Если покажем и самое сильное раскаяние, никакой уже не получим отъ того пользы; но сколько не будем рыдать и молить тысящекратно, никто и с конца перста не капнет на нас, объятых огнем: напротивъ мы услышим тоже, что и оный богачъ, - что пропасть велика между нами и вами утвердися (Лук. 16, 28)… будем скрежетать зубами от страданий и мукъ нестерпимых, но никто не поможет. Будем крепко стенать, когда племень сильнее станет охватывать нас, но не увидим никого, кроме мучимых вместе с нами и кроме великой пустоты.»[20]
И еще цитата:
«Нынешний плач (происходит) от добродетели, а будущий от бесполезного раскаяния, – будем же скорбеть ныне, чтобы не скорбеть тогда. Не все равно скорбеть здесь, или там: здесь ты скорбишь кратковременно, или лучше вовсе не чувствуешь скорби, зная, что скорбишь о благе; а там скорбь ужаснейшая, так как безнадежна, беспрерывна, бесконечна и вечна[21]
Св. Иоанн Златоуст говорит: «Когда отойдём туда, то, Если покажем и самое сильное раскаяние, никакой уже не получим отъ того пользы;» таким образом покаяние после смерти пользы не приносит.
По поводу того кто будет посылать грешников в ад:
В одной из своих лекций проф. Осипов заявил:
«Не Бог же будет посылать в преисподнюю человека, что вы, разве можем мы это представить себе чтобы любовь посылала в ад, в геенну?!»[22]
«Тогда чтож такое Православие, Бог хватает и в ад посылает, это Православие? Простите от такого Православия.»[23]
А св. Иоанн Златоуст считает по – другому:
«Если же нам нужно много благоразумия при чтении Писания, то не будем поверхностно относиться и к этому изречению: несть Мое дати, но имже уготовася от Отца Моего (Матф. XX, 23). Эти слова не лишают Сына власти и не уменьшают Его самостоятельности, но показывают Его премудрость, великое попечение и промышление о нашем роде. А что Он имеет власть и наказывать и награждать, послушай, как об этом Он сам говорит: егда же придет Сын человеческий в славе Своей, поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю. Тогда речет Царь сущым одесную Его: придите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира: взалкахся бо и дасте Ми ясти, возжадахся и напоисте Мя. Тогда речет и сущым ошуюю его: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный Диаволу и аггелом его: взалкахся бо и не дасте Ми ястиЮ возжадахся и не напоисте Мене, странен бех и не введосте Мене (Матф. XXV, 31 - 43) Видишь ли, как совершен Его суд, как Он и награждает и наказывает, украшает венцами и подвергает казни, одних вводит в царство, других отсылает в геенну[24]
И еще цитата:
«И, прежде всего прочего ему должно напомнить о том дне, об огне текущем рекой, о пламене никогда не угасающем, о померкающих лучах (солнца), о скрывающейся луне, о ниспадающих звездах, о свивающихся небесах, о колеблющихся силах (небесных), о потрясаемой со всех сторон и мятущейся земле, о страшном и непрерывном звуке труб, об ангелах, проходящих по вселенной, о тысячах предстоящих, о тмах служащих, о грядущих с самим Судьей воинствах, о сияющем пред Ним знамении, о поставляемом престоле, о раскрываемых книгах, о неприступной славе, о страшном и ужасном гласе Судьи, одних посылающи в огонь, уготованный диаволу и ангелам его, а для других затворяющего двери и после их великого подвига девства; одним из слуг Своих повелевающего связать плевелы и ввергнуть в печь, а другим - сковать некоторым ноги и связать руки, отвести их во тьму кромешнюю и предать мучительному скрежету зубов; предающего тягчайшему и жесточайшему наказанию - одного за бесстыдные только взгляды, другого за неуместный смех, иного за то, что без исследования осудил ближнего, а другого и за то, что злословил (ближнего); а что и за это положено наказание, можно слышать от самого Судьи,имеющего совершить наказание, в его словах и угрозах.»[25]
Теперь перейдём к вопросу о том, где сейчас находится Христос.
Проф. Осипов в лекции сказал: «Мы все знаем о сошествии Христа в ад, но а мы знаем, что Христос вышел оттуда куда - то, удалился и оставил ад без себя, зачем же если там теперь небо.»
Св. Иоанн писал:
«Но не предавайся унынию, услышав, что Иисус был предан; или лучше, предайся унынию и плачь горько, но не о преданном Иисусе, а о предателе Иуде, потому что преданный спас вселенную, а предавший погубил свою душу; преданный сидит ныне одесную Отца на небесах, а предавший находится ныне во аде, ожидая неизбежного наказания.»[26]
Таким образом Господь наш Иисус Христос ныне сидит одесную Отца на небесах а не находится в аду, как заявляет проф. Осипов.
Приведу свидетельство другого святого отца на эту же тему, св. Ириней Лионский писал: «три дня Он пребывал там, где находились умершие, и нисходил к ним, чтобы извлечь и спасти их» (402). В сноске № 31 св. Ириней разъясняет кого Господь вывел из ада.
Остается разобрать последний тезис проф. Осипова о том, что якобы по мнению св. Иоанна муки будут не бесконечными.
В данном случае мы имеем дело с очередным обманом со стороны проф. Осипова, механизм обмана состоит в следующем: проф. Осипов находит понравившуюся ему цитату, которую «по звучанию» можно приспособить к его учению, далее проф. Осипов меняет контекст цитаты на совершенно иной, в данном случае св. Иоанн написав: «Ибо они были поистине темными, пока не сошло туда Солнце справедливости, не осветило и не сделало ад небом. Ибо где Христос, там и небо». говорил о сошествии Христа в ад а проф. Осипов изменил контекст цитаты таким образом как будто св. Иоанн пишет о будущем воздаянии для грешников, т.е проф. Осипов осуществил подмену контекста цитаты и сделал он это с целью обмана.
Учитывая то, что проф. Осипов для обоснования своего лжеучения использует цитаты о сошествии Христа в ад, предлагаю к прочтению небольшой текст в котором выражена суть учения Церкви о сошествии Христа в ад.

Краткое пояснение по поводу учения Церкви о сошествии Христа в ад

О сошествии Христа в ад вы можете прочитать в «Православно – Догматическом Богословии» митрополита Макария Булгакова, я лишь кратко изложу суть:
«Пришедши на землю, чтобы спасти нас (Матф. 18, 11), Господь Иисус сам благоволил называть свой великий подвиг, чрез который Он, действительно, спас нас, служением человеческому роду: Сын человеческий не прииде, говорил Он, да послужат ему, но послужити, и дати душу свою избавление за многих (Матф. 20, 28; Марк. 10, 45).»[27]
«Он спас нас: а) как пророк, давши нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне его Иисусе Христе (1 Иоанн. 5, 20); б) как первосвященник, принесши самого Себя в жертву за грехи мира, и таким образом удовлетворив за нас Правде Божией; в) как царь, разрушив державу смерти и ада, и приявши от Отца всяку власть на небеси и на земли (Матф. 28, 18), да даст нам живот вечный (Иоанн. 17, 2).
Т.е Господь Иисус совершил наше спасение чрез тройственное свое служение человеческому роду: пророческое, первосвященническое и царское.»[28]
Теперь непосредственно о царском служении:
«Главныя действия, в которых выразилось царское служение
I. Христа, суть: во первых, все чудеса, которыя совершал Он в доказательство своего божественнаго посольства и истины своего учения, и в которых проявлял царскую власть свою как над всею природою, так, в частности, над адом и над смертию; во вторых, Его нисшествие во ад и победа над адом;
в третьих, Его воскресение и победа над смертию; в четвертых Его вознесение на небеса, которым отверз Он нам вход в царство небесное.»[29]
«Но все действия, в которых Господь Иисус являл власть свою над духами злобы еще на земле, можно назвать только предначатками Его победы над адом. Самым же делом Он победил и разрушил ад, когда, упразднив смертию своею имущаго державу смерти, сиречь диавола (Евр. 2, 14), снисшел во ад с душею своею, яко Бог, чтобы благовестить пленникам адовым о спасении, и извел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлыя обители Отца небеснаго. (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 49; простр. Хр. катих. о чл. 5).»[30]
«Последнюю мысль о изведении из ада Христом Спасителем собственно одних уверовавших в Него, одних ветхозаветных праведников (Зах. 9, 11), ясно проповедывали, после св. Иринея и Тертуллиана, которых свидетельства мы уже видели (416), -
Св. Кирилл иерусалимский: «Он положен был в каменном гробе истинно, как человек; но ради Его разселись камни от страха; сошел в подземныя места, дабы и оттуда освободить праведных. Ибо хотел ли бы ты, скажи мне, чтобы живые наслаждались благодатию тогда, как большая часть из них неправедны; а те, кои от Адама долговременно заключены были, не получили свободы? Пророк Исаия велегласно столь многое предвозвестил о Нём; не пожелал ли бы ты, чтобы Царь, сошедши, освободил провозвестника? Там был Давид и Самуил, и все пророки, и самый Иоанн, который говорит чрез посланных: ты ли еси грядый, или иного чаем (Матф. 11, 3)? Не пожелал ли бы ты, чтобы Он, сошедши, освободил их?» (417).
Св. Епифаний: «Божество Христа вместе с душею Его сходило во ад, чтобы извести во спасение тех, которые прежде скончались, именно святых патриархов» (418).
Св. Кассиан: «Проникши во ад, Христос сиянием своей славы разсеял непроницаемый мрак тартара, разрушил медныя врата, сокрушил железныя вереи, и святых пленников, содержавшихся в непроницаемом мраке адском, из плена возвёл с Собою на небеса» (419).
Св. Григорий великий: «Гнев Божий, по отношению к душам праведников, прошёл с пришествием нашего Искупителя: ибо их освободил из темниц ада Ходатай Бога и человеков, когда сам нисходил туда, и возвёл к радостям райским» (420).
Должно присовокупить, что если некоторые из древних иногда выражали мысль, будто Христос извел из ада не одних ветхозаветных праведников, а многих других или даже всех пленников адовых, то выражали ее только в виде гадания, предположения, мнения частнаго (421).»[31]
Так же должно знать, что учение о том, что Христос вывел из ада только праведников подтверждено на Соборах Церкви:
«Это учение было подтверждено на Толедском Соборе 625 года, постановившем: «Он сошел во ад, чтобы исторгнуть оттуда содержавшихся там святых»[27]. В середине VIII века папа Бонифаций обвинил в ереси ирландского монаха Климента, утверждавшего, что Христос, сойдя во ад, освободил оттуда всех – и верующих, и язычников. Римский Собор 745 года, созванный папой Бонифацием, осудил Климента и признал, что Господь сошел во ад не для того, чтобы освободить из него проклятых или разрушить ад осуждения, но чтобы освободить праведников, которые Ему предшествовали[28].»[32]
Важно понять следующее, тот факт, что Христос сошел в ад и вывел оттуда ветхозаветных праведников никаким образом не отменяет учения Церкви о вечных муках, это разные вопросы.

Св. Иоанн Златоуст о вечных муках

Итак проф. Осипов говорит, что св. Иоанн Златоуст якобы придерживался мнения, что муки будут не бесконечными.
На самом деле св. Иоанн верил, что вечные муки грешников о которых сказано в Священном Писании будут бесконечными т.е никогда не кончатся, в подтверждение приведу следующие цитаты:
«БЕСЕДА IX
«Аще ли кто назидает на основании сем, злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие: когождо дело явлено будет. День бо явит, зане огнем открывается: и когождо дело, яковоже есть, огнь искусит. И егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду примет: а егоже дело сгорит, отщетится:сам же спасется такожде, якоже огнем» (1Кор. III, 12-15).
1. Здесь представляется нам вопрос не маловажный, но касающийся предмета самого необходимого и исследуемый всеми людьми: будет ли иметь конец огонь геенский? Христос открыл нам, что этот огонь не имеет концаогнь их не угасает, и червь их не умирает (Мк. IX, 46). Вижу, что вы содрогаетесь, слыша это; но что делать? Бог повелевает непрестанно возвещать это: возвести, говорит, людем сим (Ис. LVIII, 1). Мы поставлены на служение слова, и потому нужно говорить и неприятное слушателям; хотя и вопреки желанию, а нужно. Впрочем, если хотите, это не будет для вас неприятно. Аще благое твориши, говорит (апостол), не бойся (Рим. XIII, 3). Следовательно вы можете слушать нас не только без страха, но и с удовольствием. Итак, Христос открыл, что геенский огонь не имеет конца; и Павел утверждает, что мучение будет нескончаемое, когда говорит, что грешники муку примут, погибель вечную (2 Солун. I, 9); и еще: не лстите себе: ни блудницы, ни прелюбодеи, ни малакии царствия Божия не наследят (1Кор. VI, 9, 10). И к евреям он говорит: мир имейте, и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр. XII, 14). Также Христос на слова: именем твоим силы многи сотворихом, скажет: отыдите от Мене делающии беззаконие: Не веем вас (Мф. VII, 22, 23). И девы, для которых затворились двери, уже не могли войти; и о тех, которые не питали Его, Он говорит: идут в муку вечную (Мф. XXV, 46). Не говори мне: где же справедливость, если мучение не будет иметь конца? Когда Бог делает что-либо, повинуйся Его определениям и не подчиняй их умствованиям человеческим.»[33]
«Как люди, делающие добрые дела, воскреснут в жизнь вечную, так люди, дерзающие на дела злые, воскреснут для наказания вечного и бесконечного.»[34]
«БЕСЕДА III
Иже муку примут, погибель вечную от лица Господня, и от славы крепости его, егда придет прославитися во святых своих, и дивен бытии во всех веровавших (2 Сол. I, 9,10).
1. Есть много людей, которые возлагают добрые надежды не на то, что они воздерживаются от грехов, а на то, что полагают, будто геенна не так страшна, как говорят о ней, но слабее той, какой угрожают нам, и при том временна, а не вечна, и много умствуют по этому поводу. Между тем я могу представить много доказательств и даже вывести из самых слов (Писания) о геенне, что она не только не слабее того, как ее представляют в угрозах, а еще гораздо ужаснее. Впрочем теперь я не буду заводить об этом речи. Довольно и того опасения, какое возбуждают в нас одни слова (о геенне), если мы даже не будем раскрывать их смысла. А что она не временна, послушай, что говорит здесь Павел о людях, не ведущих Бога и не верующих в Евангелие, именно, что они подвергнутся наказанию, вечной погибели. Итак, каким образом вечное может соделаться временным?»[35]
«Подлинно, и не совершение добродетели подвергает наказанию, а не только совершение пороков. И те, которые не напитали алчущего, не напоили жаждущего и не одели нагого, – они не хищничали, не предавались любостяжанию, не брали чужого; но так как они не творили милостыни, то предаются за это наказанию вечному и мучению бесконечному[36]
«Что пользы в удовольствии, если оно рождает червей, если подвергает предающегося ему непрестанному страху, вечному мучению? Не гораздо ли лучше, немного воздержав силу своих помыслов, сподобиться вечной радости, нежели за малое удовлетворение порочных пожеланиймучиться бесконечно[37]
«Что там, действительно, не будет освобождения от наказания, послушай, как об этом говорит сам Христос: червь их не умирает, и огнь не угасает (Mар. IX, 44). И еще: пойдут одни в жизнь вечную, а другие в муку вечную (Mф. XXV, 46). Итак, если будет жизнь вечная, то и наказание вечное[38]
«Но не одно только приятное есть тень, а также и прискорбное, как-то: и смерть, и бедность, и болезнь, и тому подобное. Что же постоянно как из приятного, так и из прискорбного? Вечное царствие и нескончаемое мучение, потому что ни червь не умрет, ни огонь не угаснет, и праведники воскреснут в жизнь вечную, а грешники в муку вечную. Итак, чтобы нам избежать нескончаемого мучения, а наследовать вечное царствие, – оставив тень, со всей ревностью обратимся к предметам действительным. Таким образом достигнем царствия небесного, которого и да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава с Отцом и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь).»[39]
«Нынешний плач (происходит) от добродетели, а будущий от бесполезного раскаяния, – будем же скорбеть ныне, чтобы не скорбеть тогда. Не все равно скорбеть здесь, или там: здесь ты скорбишь кратковременно, или лучше вовсе не чувствуешь скорби, зная, что скорбишь о благе; а там скорбь ужаснейшая, так как безнадежна, беспрерывна, бесконечна и вечна[40]
«Когда же душа получит нетленное и неразрушимое тело, тогда ничто не воспрепятствует мучению продлиться в бесконечность. Здесь не может быть того и другого вместе, то есть, жестокости и продолжительности мучений, но одно другому противится по причине тленности тела и неспособности одновременно переносить то и другое; а когда, наконец, наступит нетление, это сопротивление прекратится и оба эти страшилища с великой силой будут обнимать нас в бесконечность. Посему не будем рассуждать ныне так, будто чрезмерность мучений истощит нашу душу: ибо в то время и тело не может истощиться, но будет вместе с душой мучиться вечно, и никакого конца не будет.»[41]
Проф. Осипов в очередной раз попытался опереться на тексты святого отца, который верил в вечные муки чтобы доказать, что муки будут иметь конец.
Наглости проф. Осипова приходится только удивляться.

Рекомендую к прочтению:

1. Юрий Максимов. «Вечны ли адские муки? Часть 1» гиперссылка
2. Юрий Максимов. «Вечны ли адские муки? Часть 2» гиперссылка
3. Юрий Максимов. «Вечны ли адские муки? Часть 3» гиперссылка


[1] «Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, 2007 г., стр. 657 – 658.
[2] Творения Святителя Димитрия Ростовского, том 3, Издательство Сестричества во имя Святителя Игнатия Кавказского, Москва, 2005 г., стр. 382 - 383
[3] Святитель Филарет Московский. Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Издательство Сибирская Благозвонница, Москва, 2009 г., стр. 98, О двенадцатом члене Символа веры.
[4] О геенне (Апологетика, 1 курс МДА 2008-04-15), 7 мин. 35 с. - 11 мин. 07 с.
[5] Ошибочное мнение св. Григория Нисского было опровергнуто несколькими святыми отцами, об этом вы можете прочитать в статье Юрия Максимова «Вечны ли адские муки? Часть 3». перейти к статье 
[6] О геенне (Апологетика, 1 курс МДА 2008-04-15), 7 мин. 35 с. - 11 мин. 07 с.
[7] О геенне (Апологетика, 1 курс МДА 2008-04-15), 18 мин. 50 с. - 20 мин. 15 с.
[8] О геенне (Апологетика, 1 курс МДА 2008-04-15), 27 мин. 25 с. - 28 мин. 12 с.
[9] Проф. Осипов, «Из времени в вечность.Посмертная жизнь души» 6-е издание, изд-во Московской Патриархии, 2012 г. стр. 121
[10] Проф. Осипов, «Из времени в вечность.Посмертная жизнь души» 6-е издание, изд-во Московской Патриархии, 2012 г. стр. 119
[11] Проф. Осипов, «Из времени в вечность.Посмертная жизнь души» 6-е издание, изд-во Московской Патриархии, 2012 г. стр. 124
[12] «Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, 2007 г., стр. 172.
[13] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра,
2005 г., том 7, Толкование на святого евангелиста Матфея, Беседа 36, стр. 413
[14] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра,
2005 г., том 10, Беседа 9 на 1 Послание к Коринфянам, стр. 89
[15] Проф. Осипов, «Из времени в вечность.Посмертная жизнь души» 6-е издание, изд-во Московской Патриархии, 2012 г. стр. 103
[16] Проф. Осипов, «Из времени в вечность.Посмертная жизнь души» 6-е издание, изд-во Московской Патриархии, 2012 г. стр. 103
[17] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра,
2005 г., том 7, 79 Беседа, Толкование на Святого Евангелиста Матфея, стр. 818
[18] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра,
2005 г., том 9, Беседы на послание к Римлянам, Беседа 5, стр. 556
[19] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра,
2005 г., том 9, Беседы на послание к Римлянам, Беседа 5, стр. 556
[20] «Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, 2007 г., стр. 654
[21] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра,
2005 г., том 11, БЕСЕДА 13 на Фил. 3:18-21, стр. 349
[22] «Ответственность христианина в Церкви» 100 мин. 14 с. – 100 мин. 26 с.
[23] «Ответственность христианина в Церкви» 103 мин. 49 с. – 103 мин. 59 с.
[24] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра,
2005 г., том 1, Против аномеев слово 8, стр. 670
[25] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра,
2005 г., том 1, Слово третье, К верующему отцу, стр. 180
[26] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра,
2005 г., том 2, О предательстве Иуды, Беседа первая, стр. 425
[27] «Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2007 г., стр. 116
[28] «Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2007 г., стр. 117
[29] «Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2007 г., стр. 167
[30] «Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2007 г., стр. 168 - 169
[31] «Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2007 г., стр. 172 – 173.
св. Ириней: «нисходит Господь в преисподняя земли, благовествуя и там пришествие свое и отпущение грехов тем, которые веруют в Него, - а уверовали в Него все, ожидавшие Его, т.е все предвозвещавшие Его пришествие, и служившие Его распоряжениям, праведники, пророки и патриархи» (401), стр. 170
[32] Юрий Максимов, «Вечны ли адские муки? Часть 2» перейти к статье
[33] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра,
2005 г., том 10, Беседа 9 на 1 Послание к Коринфянам, стр. 87
[34] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра,
2005 г., том 8, Беседа 6 на "Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн" (Ин. 1:6), стр. 55
[35] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра,
2005 г., том 11, БЕСЕДА 3 на 2 Фес. 1:9-10, стр. 607 - 608
[36] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра,
2005 г., том 5, БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 4, стр. 27
[37] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра,
2005 г., том 5, книга 1, БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 43, стр. 187
[38] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра,
2005 г., том 9, БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ к Римл. 14:1-2, стр. 834
[39] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра,
2005 г., том 10, БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ на 2 Кор.13:1, стр. 748 - 749
[40] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра,
2005 г., том 11, БЕСЕДА 13 на Фил. 3:18-21, стр. 349
[41] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра,
2005 г., том 1, К ФЕОДОРУ ПАДШЕМУ, УВЕЩАНИЕ 1-е, стр. 112-113

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Вы заняты словоблудием софистикой. Ни вы ни Св. Златоуст не знаете путей Господних... Даже земные матери.. всё прощают своим детям..Вы вредители и клеветники, фарисеи . В прелести вы..бесовской