"Освобождается ли крещаемый в Таинстве от первородного греха? (1ч.)" комментарий blagolub

Вопрос соотношения Таинства Крещения и первородного греха рассматривался многими отцами Церкви на протяжении истории христианства, но, важно отметить, уже Сам Господь в беседе с Никодимом утверждает: «áще ктó не роди́т­ся водóю и Дýхомъ, не мóжетъ вни́ти во цáр­ст­вiе Бóжiе» (Ин.3:5), указывая на необходимость онтологического изменения человека через Таинство, освобождающего его от греховного «всеянного отложения» и открывающего сонаследие Царства.



Надо заметить, не только множество святоотеческих свидетельств причастны данной теме, но и ряд трудов, в т.ч. трудов новейшего времени посвящен этому вопросу: среди исследователей начала 20 в. можно назвать таких богословов как Д. Введенский, свящ. А.Бургов, В.Несмелов, выделить работы выдающегося ученого-богослова Н.Глубоковского; в первом десятилетии нашего века – прекрасное исследование свящ. В.Леонова (Бог во плоти),  К. Скутериса и др..
Из истории Церкви известно, что в древности лишь пелагиане отрицали освобождение от первородного греха в Таинстве Крещения, в новое время особым образом развивали учение о таинстве отдельные протестантские деноминации:
«лютеранство признает, что в крещении… даруемое грешнику оправдание понимается не в смысле действительного очищения его от грехов, а лишь в смысле внешнего прощения их, в объявлении его праведным перед судом Божиим ради заслуг И. Христа. В глубине же своего существа оправданный остается при том же развращении, с которым и рождается, только эта греховность не вменяется ему в вину. Зло первородного греха, таким образом, не истребляется оправданием, даруемым в крещении» (Прот.Н. Малиновский § 143 //Очерк православного догматического богословия. II часть. Крещение.);

«В отличие от учения Восточной Церкви, которая видит в Крещении избавление от первородного греха и обновление, возрождение человеческой природы, лютеранское крещение не освобождает ее от самого первородного греха, но лишь от наказания за грех, это не возрождение от греха, а амнистия» (о. В.Васечко, Лютеранство // Курс лекций. Сравнительное богословие. 2000).


Для православного сознания, очевидно, здесь нет вопросов, – «ведь все мы знаем, что с христиан, которые крещены, снимается первородный грех» (Свящ. Олег Стеняев. Беседа 4. Десять заповедей. Ч.2 // Беседы на Книгу Бытия). Тем не менее, как показывает «правда жизни», эта тема и в наши дни оказалась востребованной среди отдельных верующих , что, в общем-то, ввиду совершенного догматического согласия по данному вопросу в Православии не может не вызывать недоумения.

Несколько замечаний о первородном грехе. Грехопадение первых людей, или то, что именуется первородным грехом, описывается в 3-й главе книги Бытия и является основополагающим богословским и антропологическим учением Нового Завета и в особенности апостола Павла, который выражает его следующими словами: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим 5. 12).Еще ветхозаветные пророки и праведники о первородном грехе говорили так — «Кто родился чистым от нечистого? ни один» (Иов 14:4); «Сé бо, въ беззакóнiихъ зачáтъ éсмь, и во грѣсѣ́хъ роди́ мя мáти моя́» (Пс. 50:7). В Св. Писании Нового Завета сказано: «рождéн­ное от­ плóти плóть éсть» (Ин. 3:6); люди до Крещения «бѣ́хомъ есте­с­т­вóмъ чáда гнѣ́ва» (Еф. 2:3), находится во «влáсти тéмныя» (Кол. 1:13), во тьме (1Пет. 2:9), в «о́бласти сатанины́» (Деян. 26:18).

Для более конкретного указания на понятие "первородный грех" святые Отцы иногда прилагали к слову "грех" уточняющие определения типа: "прародительский", "первообразный", "новонасажденный", "Адамов", и др. или же употребляли выражения типа: "греховный закон"... Часто святые Отцы отдавали предпочтение образным выражениям: "первородные немощи", "повреждение", "всеянное отложение", "посев диавола", "осуждение прародителя", "проклятие", "древняя прелесть", "первое преступление", "первоначальное проклятие", "прадедное падение" и т. п. «Какую бы форму выражения не использовали святые Отцы, есть все основания сделать вывод, что понятие о первородном грехе широко представлено в святоотеческих творениях и на Востоке, и на Западе с первых веков христианства» (св. В.Леонов. Бог во плоти. - М., 2005. с.37,39)


Для выражения наследственной греховности прародительского падения греческие Отцы употребляли различные термины, но наиболее используемым был библейский термин "ἁμαρτία" в значении предрасположенности ко греху: Сегó рáди я́коже еди́нѣмъ человѣ́комъ грѣ́хъ въ мíръ вни́де и грѣхóмъ смéрть, и тáко смéрть во вся́ человѣ́ки вни́де, въ нéмже вси́ согрѣши́ша. (δια­̀ τοῦτο ὥσπερ δι᾿ ἑνὸς ἀνθρώπου ἡ ἁμαρτία εἰς τὸν κόσμον εἰσῆλθεν καὶ δια­̀ τῆς ἁμαρτίας ὁ θάνα­τος καὶ οὕτως εἰς πάν­τας ἀνθρώπους ὁ θάνα­τος διῆλθεν ἐφ᾿ ᾧ πάν­τες ἥμαρτον) (Рим.5:12). В богословском контексте "ἁμαρτία" точно выражает понятие "первородный грех".


Прп. Иустин (Попович) поясняет различие личного и наследственного греха:

«В первородном грехе Адама нужно различать два момента: первое - сам поступок, сам акт нарушения заповеди Божией, само преступление (греч. «παράβασις»- Рим.5, 14), само прегрешение (греч. «παράπτωμα» - Рим.5, 12); само непослушание (греч. «παρακοη» Рим.5, 19); и второе - этим созданное греховное состояние, о-греховленность («ἁμαρτία» - Рим.5, 12,14). Поскольку все люди ведут происхождение от Адама, то первородный грех наследственным путем перешел и перенесся во всех людей. Поэтому первородный грех является в то же время и наследственным грехом. Принимая от Адама человеческое естество, мы все с ним принимаем и греховную испорченность, по причине чего люди появляются на свет «чадами гнева по природе» (Еф.2, 3). Но первородный грех не полностью тождествен в Адаме и в его потомках. Адам сознательно, лично, непосредственно и своевольно преступил заповедь Божию, т.е. сотворил грех, произведший в нем греховное состояние, в котором царствует начало греховности. Потомки Адама, рождаясь от падшего Адама, от его зараженного грехом естества, в рождении принимают как неминуемое наследство греховное состояние естества. Наследственность первородного греха - это не что иное как продолжение падшего состояния прародителей в потомках Адамовых».   (Прп. Иустин (Попович) О первородном грехе // Избранные параграфы из «Православная философия истины»).


Блаж. Августин обличая Пелагия, упоминает об учении о наследственном грехе, утверждая церковность этого предания: "Не я выдумал первородный грех, в который верует Вселенская Церковь искони, но ты, отвергающий этот догмат, без сомнения — новый еретик".

Известный русский библеист Н.Н. Глубоковский, анализируя эти термины в контексте их новозаветного употребления, подвел такой итог: ἁμαρτία встречается 174 раза в Н. З. и 71 у св. Павла, παράπτωμα — 21 и 16, παράβασις — 5 раз у Апостола языков и дважды в Послании к Евреям, παράπτωμα означает правонарушение вообще, а παράβασις преступление определенной заповеди в специальном акте воли, между тем ἁμαρτία указывает греховную силу или греховность.

В бане пакибытия крещаемый освобождается от первородного греха (Рим. 6:7) и возрождается  к новой благодатной жизни посредством веры:

«Баня пакибытия, баня возрождения и обновления - метафорическое именование Таинства Святого Крещения, в воде которого крещаемый омывает первородный прародительский грех и возрождается к новой благодатной жизни. "Когда же явились благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом" (Тит. 3, 4-5)» (Богословско-литургический словарь // Настольная книга священнослужителя. В 8 томах. Т.4 Изд.МП).

Само Таинство можно определить так:
«Крещение - Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха - греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз, равно как человек только один раз рождается на свет»(прот. Максим Козлов. Крещение:Таинство без секретов).

Зададимся вопросом, есть ли твердое основание в Предании Церкви для утверждения истинности освобождения человека от первородного греха в Таинстве Крещения?

Выше уже указывалось, что ответ на этот вопрос дает Сам Господь. Если ничто нечистое не может войти в Царство, то для спасения необходимо очищение от скверны: «И́же вѣ́ру и́метъ и крести́т­ся, спасéнъ бýдетъ» (Мк.16:16), - говорит Господь. Разумеется, в запечатлевающем веру спасительном Крещении даруется очищение от глубинной общей скверны адамовой нечистоты (вместе с освобождением от личных грехов), что совершенно очевидно, т. к. в противном случае невозможно стяжание Царства «áще ктó не роди́т­ся водóю и Дýхомъ, не мóжетъ вни́ти во цáр­ст­вiе Бóжiе» (Ин.3:5). Замечательно об этом свидетельствует свт. Тихон Задонский:

«Видим, что люди, вшедши в баню, омываются от скверн и пороков телесных, и исходят из бани чисты и одеяны в белую рубашку. Тако христиане, вшедши в баню святаго Крещения, омываются от скверн греховных, очищаются и освящаются, и одеваются пресветлою и предрагою правды Христовой одеждою, яко порфирою царскою; и делаются сынами небеснаго Царя и наследниками небеснаго царствия: и исходят оттуду чисти, святи, праведни. Откуду святое Крещение называется от Апостола «банею пакибытия» (Тит. 3, 5) ...Получаем отпущение грехов всех, какие бы крестящийся ни имел. О сем Бог чрез Пророка милостивно обещал: «воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших» (Иез. 36, 25). Откуду и Петр святый Апостол глаголет: «покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов» (Деян. 2, 38). И Павел святый глаголет: «оставление грехов» (Деян. 2, 38). И Павел святый глаголет: «омыстеся, освятистеся, оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11) (3:56)». (свт. Тихон Задонский. Крещение омывает скверны греховные; В Крещении христианин получает прощение грехов // Симфония).


В самом деле, каким образом нечистый от общей прародительской скверны может соединится в единое Тело с абсолютной Воплощенной Чистотой?  Св. апостол подчеркивает в своем послании, через очищающее нас Крещение мы соединяемся со Христом в единое Тело :

«Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению Апостола Павла, есть Глава Церкви, и Той есть Спаситель тела, то, чтобы участвовать в Его спасении (вместе с Ним), необходимо быть членом Его Тела, т.е. членом Кафолической Церкви (Еф.5, 23). Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Все спасшиеся от всемирного потопа спаслись единственно в Ноевом ковчеге. Так все обретающие вечное спасение обретают его в Единой Кафолической Церкви» (Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной церкви, 270).

«Ели́цы бо во Христá крести́стеся, во Христá облекóстеся» (Гал.3:27). Возможно ли спастись, не соединившись с Господом? Нет, невозможно, ибо только через Крещение, облекаясь во Христа, человек соединяется с Ним и становится частью Его Тела — Церкви! В этом таинственном единстве открывается Царство. Крещальные белые одежды таинства символизируют безупречную чистоту обретенную в купели «бани пакибытия».


Вопрос соотношения Крещения и первородного греха имеет свое решение и в соборных деяниях. По точному замечанию прот. В.Асмуса: «всe вeроучительныя святоотеческія творенія можно разсматривать какъ пространный комментарій къ соборнымъ постановленіямъ». На Карфагенском Соборе 252 г, проходившем под председательством св. Киприана Карфагенского дается догматическое разъяснение необходимости Крещения младенцев. Если младенцы, не имеющие собственных преступлений безгрешны, то в чем освобождение от грехов в их Крещении? На Соборе дается четкий ответ – ребенок освобождается от ветходревнего адамова греха:

"Поскольку и самым большим грешникам, которые много грешили против Бога, даруется отпущение грехов, когда они уверуют, и никому не отказывается в прощении и благодати, постольку не должно запрещать это дитяти, которое только что родилось, ни в чем не согрешило, но само, произойдя но телу от Адама, приняло заразу ветходревней смерти через самое рождение и которое настолько легче может приступить к принятию отпущения грехов, поскольку ему отпущаются не его собственные, а чужие грехи" (Св. Киприан. Epist.59. ad Fidum.) .


Отцы Карфагенского Собора 419 года в 110 (124) правиле подтвердили истину освобождения от первородного греха в Таинстве Крещения:

"Кто отвергает нужду Крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: "Единем человеком грех в мiр вниде, и грехом смерть: и тако [смерть] во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша" (Рим. 5:12) подобает разумети не инако, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения" (Правило 124 Карфагенского собора // Каноны или книга правил Св Апостол, Святых соборов, вселенских и поместных, и Св Отец. Монреаль: Бр-во прп. Иова Почаевского, 1974. С. 182).


Правила Карфагенского Собора вошли во все канонические сборники Православной Церкви и имеют непререкаемый церковный авторитет, поскольку решения этого Собора были подтверждены позднейшими постановлениями VI-го (2 прав.) и VII-го (1 прав.) Вселенских Соборов, как общезначимые для всей полноты Православной Церкви В результате этой рецепции данные правила "получили вселенское значение и общеобязательную силу для всей Церкви" (Еп. Никодим (Милаш). Правила Православной Церкви с толкова ниями Никодима еп. Далматинско Истрийского: В 2 х т. ТСЛЛ. 1996. С. 435–436 ). Причем, в деяниях VI-го Вселенского Собора записано: "Трижды анафема за всякое новшество и делание против церковного предания и учения и правил святых и блаженной памяти отцев. Анафема, если кто нарушит какое-нибудь записанное или не записанное Предание Церкви".


В Синтагии Матфея Властыря в комментарии на 109 (123) и 110 (124) правило Карфагенского собора, регламентирующих обязательность крещения младенцев, читаем:

"Итак, поелику чрез единого преступившего (заповедь) грех в мир вниде, как сказал Апостол, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде (Рим. 5: 12) — т. е. как бы некое отцовское наследие, перешедшее на потомков, ибо в нем вси, говорит Апостол, согрешиша, то и младенцы не свободны, конечно, от греха Адамова, т. к. зачатие их бывает в беззаконии; ибо соединение и следующее за сим зачатие почиталось бы грехом , если бы закон не покровительствовал браку, т.к. сладострастие, очевидно, а плотское пожелание побуждают к сему... Итак, если рождение людей причиною имеет плотское пожелание, то не свободны и новорожденные от прародительского греха и должны очиститься от него банею пакибытия" (Алфавитная Синтагма. М. 1996. С. 93).


Совершенно очевидно «согласие отцов» по данному вопросу, в этом не трудно убедиться рассмотрев в т.ч. следующие свидетельства.

В древнейшем христианском сочинении "Послании апостола Варнавы" дается четкое различение личных грехов (1) и духовной нечистоты (2), которую люди наследуют от праотца Адама, при этом утверждается, что в Крещении происходит омытие как первого, так и второго:


"Крещение преподается во оставление грехов. Мы входим в воду отягченными грехами (1) и нечистотою (2), а выходим из воды плодоносящими в сердце страх и надежду".(Послание апостола Варнавы. 11)


В "Пастыре” Ерма имевшем большой авторитет в древней Церкви. включенном в Синайский, Ватиканский и Палатинский кодексы, приводятся следующие слова:

«когда сходим в воду и получаем отпущение прежних грехов» ("Пастырь" Ермы, книга II, заповедь четвёртая, раздел III) недвусмысленно выявляющие ясную веру св. Ерма в Крещение "для прощения грехов" и спасения: «жизнь ваша через воду спасена и спасется» (книга I, видение 3, раздел III).
Описывая строительство башни, символизирующей Церковь Христову, «Пастырь» Ерма прибегает к библейскому образу «живых камней», используемых при созидании «дома духовного» (1 Петр 2. 5). Такими «камнями» являются верные праведники. На прямой вопрос «почему эти камни (т. е. верные) были извлечены со дна и положены в здание башни?» дается ответ: "Им было необходимо пройти через воду, чтобы оживотвориться; не могли они иначе войти в царство Божие, как отринув мертвость прежней жизни. Посему эти почившие получили печать Сына Божия и вошли в Царство Божие. Ибо человек до принятия имени Сына Божия мертв; но как скоро примет эту печать, он отлагает мертвость и воспринимает жизнь. Печать же эта есть вода, в нее сходят люди мертвыми, а восходят из нее живыми; посему и им проповедана была эта печать, и они воспользовались ею, чтобы войти в Царство Божие" ("Пастырь" Ермы, кн III, подобие 9, раздел XVI.),

– т. е. согласно «Пастырю», человек в Крещении освобождается от смертоносного яда греховного отложения и отринув мертвенность (печать адамова падения) входит в жизнь, получив печать Сына Божия.

Св. Василий Великий пишет о совершенной безгрешности даруемой крещаемому, по причастности безгрешности возродившего его Господа:

"Через Крещение крещаемый изменяется в уме, в слове и деле и, по данной ему силе, делается тем же, что Родивший его". (20 нравственное правило св. Василия Великого. // Творения Св. Отцов).

Также, как и все другие святые Отцы, святитель Григорий Богослов утверждает, что в Крещении человек "совершенно" омывается от первородного греха:

"Крещение очищает грех в каждом человеке и совершенно измывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную падением" (Св. Григорий Богослов. " Слово на св Крещение". В "Творениях святых отцов", том III, стр. 277) .

Прп. Ефрем Сирин, говорит об освобождении в Крещении от прародительской потери:

«Пришел Господь и ту славу и свет, какие погубил Адам преступлением заповеди, возвратил ему Крещением». (Прп.Ефрем Сирин. На кончину подвижника //Творения. Том 2).

Свт. Иоанн Златоуст, очень четко выделяет и многократно подчеркивает мысль об освобождении в Крещении от первородного греха говоря о Таинстве как о новом сотворении человека :

“Благодать изгладила не только этот единый грех, но и другие грехи, за ним следовавшие ... Благодатию истреблен не один только первородный грех, но и все прочие грехи”. (Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на послание к Римлянам 10. Творения. Т. 9, кн. 2. Спб. 1903, с. 595);

«Если же эта купель отпускает все наши грехи, то почему, скажешь, она называется не купелью отпущения грехов или купелью очищения, но «банею пакибытия»? Потому, что она не просто отпускает нам грехи, не просто очищает нас от прегрешений, но делает это так, что мы как бы вновь рождаемся. Подлинно, она вновь создает и устрояет нас, не образовывая нас опять из земли, но созидая из другой стихии, из естества водного: она не просто омывает сосуд, но снова переплавляет его всецело. Омываемое, хотя бы тщательно было очищено, сохраняет следы своего качества и носит остатки нечистоты; но ввергаемое в горнило и обновляемое посредством пламени, очистившись от всякой нечистоты и быв вынуто из печи, испускает такой же блеск, как и вновь отлитые вещи. Как кто-нибудь, взяв золотую статую, загрязнившуюся от долгого времени, дыма, пыли и ржавчины, и перелив ее, возвращает ее нам чистейшею и блестящею; так и Бог, взяв наше естество, поврежденное ржавчиною греха, затемненное великим дымом прегрешений и потерявшее ту красоту, которую Он даровал ему в начале, снова переплавляет его, ввергая в воды, как в горнило, и вместо огня ниспосылая благодать Духа, и потом выводит нас оттуда пересозданными, обновленными и в блеске не уступающими лучам солнечным, сокрушив ветхого человека и устроив нового, более светлого, нежели прежний» (Свт. Иоанн Златоуст. Слова огласительные1, 3).


Для прп. Исидора Пелусиота данное положение веры несомненно:

«Ты просишь меня указать причину, почему крестят младенцев, еще не знающих греха? Некоторые говорят: для того, чтобы омыть нечистоту, внесенную в естество человеческое преступлением Адама. Признавая сие справедливым, я думаю, что Крещением доставляются и многие другие дарования, много превышающие наше естество. Ибо природа наша получила (в Крещении) не то только, в чем она нуждалась для уничтожения греха, но и украшена Божественными дарами. Ибо она не только освободилась от наказания и совлеклась лукавства, но и возродилась свыше пакибытием Божественным, превосходящим слово, и искуплена, и освящена, и удостоена усыновления, и оправдана, и соделалась сонаследницей Единородного и единым телом с Ним по участию в священных таинствах, и именуется Его плотью, и, как тело соединено с главою, так и она со Христом. Посему Павел сказал: Поставил Его выше всего, главою Церкви (Еф.1,22), то есть, кроме других даров, даровал еще человеческому естеству то, что Христос соделался ее Главою... Мы не врачевство только получили, соответствующее болезни, как думают некоторые, не понимая щедродательности Божией, но и благообразие, и честь, и славу, и достоинство. Потому, возлюбленный, признавай Крещение не очищением только грехов, но и доставляющим всыновление и бесчисленные другие блага, частью упомянутые мною, частью не упомянутые" (цит. по 14-й части Прибавления к творениям святых отцов, с.544-545).


«Для Исидора Пелусиота младенческое Крещение — это одновременно исцеление нашей природы от нечистоты первородного греха и свободный дар Святого Духа, который получает новокрещенный младенец» -- замечает К. Скутерис (Констатнтин Скутерис, проф. Крещение и первородный грех).


Блаженный Феодорит Киррский раскрывая основные догматы Церкви пишет:

«Крещение … не только дарует нам отпущение древних грехов, но и вселяет в нас упование обетованных благ, соделывает причастниками Владычней смерти и Воскресения, дарует нам причастие дара Духа, делает нас сынами Божиими, и не только сынами, но и наследниками Божиими и сонаследниками Христовыми» (Блаженный Феодорит Киррский. 18. О Крещении // Сокращенное изложение Божественных догматов).

Ведя речь о Крещении, блаженный Диадох Фотикийский свидетельствует: «Потому мы тотчас очищаемся душою и телом, если кто с полным расположением приступает к Богу, когда Святой Дух поселяется в нас, а грех (ἁμαρτία) изгоняется им » (Блж. Диадох. Слово аскетическое. Гл.76).

Также считает блаж. Августин:
«От новорожденного младенца и до глубокого старика никакого нельзя удерживать от Крещения, равно как нет никого, кто бы в Крещении не умирал для греха; только младенцы умирают для одного первородного греха, взрослые же и для всех тех, какие прибывали к нему от дурной жизни, проведенной им от рождения» (Блж. Августин. Энхиридион. Глава 43).


Таким образом, данное положение веры отражено не только в учении Восточной Церкви, но и у латинских Отцов. Например, св. Григорий Великий утверждает, что в "Таинстве небесной чистоты" человек освобождается от всех грехов, как первородного, так и личных (Moral. XV 51. 57; In Evang. 20. 2; Reg. epist. XI 45 // PL. 77. Col. 1162).


Возвращаясь к восточным Отцам: прп. Максим Исповедник в ясном свидетельстве говорит об освобождении человека от первородного греха в Таинстве:

«От прародительского греха освободились мы через святое Крещение; а от греха, на который дерзнули мы после Крещения, освободимся через покаяние» (Слово о подвижнической жизни.44 // Творения прп Максима Исповедника. Кн.1, М, 1993, с.75-95)

Прп. Иоанн Дамаскин следует святоотеческому Преданию:

«Должно же знать, что через Крещение мы совлекаем с себя то покрывало, которое было на нас от рождения, то есть грех, и принимаем имя духовных израильтян и народа Божия». [ТИПВ, ГЛАВА X (83) О вере]
«смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен... мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, если не через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: ибо елицы во Христа крестихомся, говорит апостол, в смерть Его крестихомся (Рим. 6, 3). Елицы же во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27)» [ТИПВ, ГЛАВА XI (84) О Кресте, где еще и о вере]


Прп. Симеон Новый Богослов, как и другой Богослов (св. Григорий) раскрывает это положение веры:

“В Божественном Крещении мы получаем отпущение прегрешений и освобождаемся от первоначального проклятия и освящаемся пришествием Святого Духа”. (Cap 3. 45)

“Мы были крещены как нечувствующие младенцы, как несовершенные, получая разрешение первого преступления. ... И только сего ради Ты повелел, Владыка, совершать это Божественное купание. Крещаемые им входят внутрь виноградника, избавляемые от тьмы и ада, и освобождаются всецело от смерти и тления ... и каковым был тогда Адам перед согрешением, таковыми и все становятся” (прп. Симеон Новый Богослов. Гимн 55. 28-51)


Архиеп. Василий (Кривошеин) посвятивший творениям прп. Симеона отдельный труд отмечает, что у прп. Симеона имеется учение о двух Крещениях: Первое — водою, при призывании имени Пресвятой Троицы, «дает познание Бога и освобождает от первородного греха, вводит в виноградник Господень»; Второе — Крещение Святым Духом, возводящее человека к духовному совершенству, которого подвижники удостаивают ся через искреннее покаяние и слезы. (архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. - Париж, 1980. с. 123,127).

Святитель Симеон Фессалоникийский говоря о грехе, указывает на первородный грех до Крещения, после же просвещения Таинством на возможный соделанный вновь уже личный произвольный грех.

«кто похвалится чисто имети сердце? Или кто чист от скверны, как написано, аще и един день жития его на земли (Ιοв. 14, 4-5), тогда как всякий грешен или от греха первороднаго , или, и после просвещения КрещениеМ тотчас и невольно как-нибудь впадая в грех» (Свт. Симеон Фессалоникийский . Разговор о св священнодействиях и Таинствах церковных. 216)


Очевидно следование этому положению веры и в наследии русских святых.

Свт. Димитрий Ростовский в «Кратких вопросах и ответах о вере» отвечает на данный вопрос:

«Что есть Крещение? — Крещение есть омовение первородного греха, а у взрослых и произвольного. Что доставляет человеку Крещение? — Оно отверзает дверь Царствия Небесного... Почему люди рождаются в грехах? — Потому, что когда Адам согрешил, то и мы, рождаясь от него, становимся грешными. Какую благодать Божию получаем мы в Крещении? — Очищение от прародительского греха и прощение остальных грехов, совершенных до Крещения; ибо по Крещении человек становится сыном Божиим и наследником благодати» (Творения. Краткие вопросы и ответы о вере и других важнейших для христианина предметах знания. 1.Таинство св Крещения).


Свт. Иннокентий Херсонский: «Нужно ли объявлять прощение грехов? У многих многие часы и годы жизни, даже целая жизнь проходит так, что им не нужно объявления сего; но для истинного христианина это необходимо! Кто никогда не чувствовал сму­щения совести, тому не нужно это; но кто истинно каялся и смущался, тот не может обойтись без сего. Объявление прощения грехов нужно для успо­коения совести грешника. Итак, это Таинство сходно с Крещением. Там про­щается грех первородный, а если крещаемый будет взрослый, то прощаются и другие грехи вольные; а здесь прощаются грехи вольные, соделанные по Крещении. Почему Крещение есть первое покаяние, а Покаяние есть второе Крещение?.. Идея в обоих сих Таинствах одна, и метафорическое выраже­ние - рождение - приличествует тому и другому. Ибо грех умерщвляет чело­века, следовательно, согрешивший после Крещения делается опять мертвым и через Покаяние возрождается. Таинство сие основывается на слабости че­ловека - на остающейся в нем возможности падать. Ибо сколько бы ни обе­щал человек жить свято, все будет грешить, и потому имеет нужду очищать себя - отрождаться (возрождаться)» (Свт. Иннокентий Херсонский. Иисус Христос - Искупитель человеческого рода О приложении спасения, или об усвоении заслуг Иисуса Христа верным. 47-48).

свт. Филарет (Гумилевский) указывает на очищение наследственного греха в Таинстве:
«Оставлять детей без Крещения тоже значит, что оставлять их без очищения от наследственного греха» (свт. Филарет (Гумилевский). Православное Догматическое Богословие, т.2.1865. Стр 219).


Безусловно святоотеческому пониманию сути таинства следует свт Игнатий (Брянчанинов). Для него бесспорным является тот факт, что в Крещении человек избавляется от первородного греха:

"Святой Дух, приняв в купель Крещения плотского человека, каким человек сделался по падении, извлекает из купели того же человека, но уже духовным, умертвив в нем греховное плотское состояние и родив духовное. При Крещении человеку прощается первородный грех, заимствованный от праотцев, и собственные грехи, соделанные до крещения." (свт. Игнатий (Брянчанинов).О состоянии по искуплении человека //Сочинения. М., 1993. Т.2. стр. 18).


Для свт. Феофана Затворника действительность того, что человек избавляется в Крещении от первородного греха, никогда не подлежит сомнению и описывает он это духовное изменение человека так:

"Зачатый в беззакониях и рожденный во грехах, человек до Крещения носит в себе яд греха, со всею тяготою его последствий. Он состоит в немилости Божией, есть естеством чадо гнева; поврежден, расстроен сам в себе, в соотношении частей и сил и в их направлении преимущественно на размножение греха; подчинен влиянию сатаны, который действует в нем властно, по причине живущего в нем греха. Крещение избавляет нас от всех этих зол. Он (человек) изъемлется из под владычества сатаны, который теперь теряет власть над ним и силу самовольно действовать в нем";

Он же пишет: «Для того, чтобы совершилось спасение каждого человека в частности, необходимо, чтобы совмещенные в лице Господа потребности спасения перешли в каждого, и им были усвоены. Cиe последнее совершает Святый Дух. Словом благовестия возбуждает веру в силу крестной смерти Господа и в купели Крещения омывает верующего и от первородного греха и от всех произвольных, обновляя в то же время его духовную жизнь и делая ее сильною противостоять греху и преуспевать в добре. Обе потребности исполняются зараз. Исходящей из купели Крещения бывает и оправдан и праведен, всякая вина греха с него. снимается, и он желает лишь одного Богу угодного добра и силен на делание его. Это и есть облачение в Христа, в коем потребное для спасения от Христа Господа переходит на верующего крещающегося и ему усвояется не номинально, а существенно. Пока он верует только во Христа, сии потребности его суть, но только номинально, как определенные ему и готовые для него; в купели же крещения они существенно становятся его собственностью»
(Свт. Феофан Затворник. Письма о разных предметах веры и жизнию Письмо 24 )



Эта часть вероучения исповедуется и преподобными Оптинскими старцами:

очищенный от первороднаго греха и возрожденный в купели Крещения получил и новыя силы свыше для утверждения и преуспеяния в христианской жизни” (прп. Амвросий, Оптинский. 237.Три сочинения старца иеросхимонаха Амвросия, написанные им при жизни Оптинского старца иеросхимонаха Макария (Иванова), и, конечно, с его благословения.//Полное собрание писем. Часть 3. Переписка с мирскими лицами);

«Передавал мне отец Иларий, монастырский духовник, что отец Амвросий отзывался о некрещеных младенцах так: хотя они по заслугам Господа Иисуса Христа и будут в Царствии Небесном, но останутся слепыми, то есть лишатся возможности зреть лице Господа, вследствие того, что в Таинстве Крещения с них не смыт прародительский грех» (Старец Варсонофий Оптинский. Келейные записки. М., 1991. С. 24).

далее 2-я часть  http://blagolub.livejournal.com/16299.html


Комментариев нет: