"Был ли крещен благоразумный разбойник?" комментарий blagolub

В наши дни довольно широко распространяется мнение о необязательности Крещения для спасения. При этом, в пользу данной сентенции современного ревизионизма решаются различные "краевые задачи": какова участь умерших некрещеных младенцев; как спаслись В.З. праведники; как вошли в Царство мученики, не сподобившиеся  вводящего в Церковь Таинства; почему в Рай восхищен разбойник, - ведь он не был крещен?

Совсем не в пользу пускающего корни  ревизионизма говорит Предание Церкви. Об участи некрещеных младенцев ясно выразил мысль учитель Церкви св. Григорий Богослов: "Они не будут у Праведного Судьи ни прославлены, ни наказаны. Ибо всякий недостойный наказаний достоин и чести. Равно как не всякий недостойный чести достоин уже наказания" (Слово на св Крещ.).
Ветхозаветных праведников из ада вывел Христос, накануне Своего Воскресения: "Он сошел во ад, чтобы исторгнуть оттуда содержавшихся там святых" (Толедский Собор 625г. см. Bruns H.D.Canones Apostolorum et Conciliorum Veterum Selecti. Berlin,1839. T.1.P. 221..).
Мученики вошли в Царство через Крещение кровью: "Кто не примет Крещения , тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью . Да и мученичество Спаситель назвал крещением , говоря: "можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением , которым Я крещусь?"(Мк. 10:38). И мученики сознают это, соделываясь зрелищем для мира, и ангелов, и человеков...", - поясняет св. Кирилл Иерусалимский. (Огласительное поучение 3-е)

Но в отношении разбойника нельзя сказать, что крест его - крест святой жертвы и что он крещен своей кровью, ведь жестокую казнь он претерпел не за исповедание Христа, а за страстную и преступную жизнь: "крест благоразумного разбойника есть крест очищения себя от страстей, а Крест Господень есть Крест жертвы чистой и непорочной", - замечает свт. Феофан Затворник в "Проповеди На Крестопоклонную неделю".
Что нам известно сегодня об этом разбойнике? В апокрифическом Евангелии от Никодима приводятся имена распятых со Христом разбойников. Нераскаявшегося разбойника, находившегося слева от Спасителя, звали Геста (Gestas), благоразумного разбойника по правую руку от Христа - Дижманом (Dismas). В средневековой византийской древнерусской традиции благоразумного разбойника именуют Рахом (Варвар - Варах - Рах).  Преподобный Иоанн Лествичник вспоминает о благоразумном разбойнике в целях благочестного назидания:
"Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена… Суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца" (Лествица)
Св. Иоанн Златоуст, прп. Ефрем Сирин, другие отцы Церкви свидетельствует, что покаявшийся разбойник первым вошел в Рай:
"Не оставим вниманием этого разбойника и не постыдимся взять в качестве учителя того, кого Господь наш не устыдился ввести первым в рай" (св. Иоанн Златоуст. Беседа 1 о кресте и разбойнике);
"Итак, показал обильное милосердие Свое, по которому в тот же час, когда принял от разбойника веру, взамен ее даром дал ему неизмеримые дары, даром излил пред ним сокровища Свои, тотчас же перенес его в рай Свой и там поставил введенного (в рай) над сокровищами Своими. "Со Мною будешь в раю желания". Итак, рай открывался разбойником, а не кем-либо их праведников. Рай, закрытый праведным Адамом, после того как он стал преступником, (и) открыт был преступником, который победил" (прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. Гл.20).
Спасение разбойника, конечно, дивное и таинственное событие в истории домостроительства спасения. "По истине дивное и ужасное таинство: ибо отселе висевший на кресте мгновенно поемлется в рай — разбойника избирая спутником в своем шествии Христос; одного вводит в рай, другого нет. Почему так сделалось? Этот благоразумный разбойник не предвосхитил ли рай у Владыки рая от своего товарища (socio), то есть, распятый одесную от распятаго ошую? Отнюдь не так, но этими немногими словами помяни мя Господи, егда приидеши во царствии Твоем, — он скорее получил желаемое, чем попросил, ибо рек (ему Христос): днесь со Мною будеши в раи. Очевидно, рай невозможно было похитить, по способу разбойников, ибо руки хищников не досягают рая.  Нет, в Распятом разбойник познал несомненно Бога, и за свое воззвание веры призван был в рай, а не сам восхитил его от Господа" - говорит в слове о благоразумном разбойнике апологет древней Церкви, св. Аристид Философ.

Важно отметить, что Новозаветное Крещение на момент смерти разбойника еще не установлено Христом, лишь перед самым  Вознесением  Господь пошлет учеников "крестить все народы" (Мф,28:19) и апостолы начнут крестить по Сошествии Святого Духа, а до утверждения этого Таинства, конечно, не действенен и императив необходимости Крещения.  Но, тем не менее, Св. Предание в назидание о важности Таинства говорит и о свершившемся Крещении разбойника.
Уже в древних святоотеческих трудах  видим упоминания об этом. Так, свмч. Киприан Карфагенский пишет:
"При этом некоторые (как будто человеческим мудрованием они могут упразднить истину евангельской проповеди) выставляют против нас оглашенных и спрашивают: если кто-нибудь из них прежде, чем успеет креститься в Церкви,  будет  захвачен за исповедание имени и умерщвлен, то уже ли и такой должен потерять надежду спасения и награду исповедания потому только, что не возродился прежде водою? Да  будет  же ведомо таковым благоприятелям и защитникам еретиков, что те оглашенные, во-первых, содержат чистую веру и истину Церкви и на победу диавола выходят из Божественного стана с полным и искренним познанием Бога Отца, Христа и Святого Духа; а во-вторых, они и не лишаются Таинства крещения, как люди,  крещенные  славнейшим и величайшим крещением  крови , о котором и Господь говорил: Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! (Лк 12, 50). А что крестившиеся своею  кровью  и освятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать Божественного обетования, это показывает тот же Господь в Евангелии, когда говорит  разбойнику , верующему и исповедующему в самом страдании, что он  будет  с Ним в раю (см.: Лк 23, 43)".  (свт. Киприан Карфагенский. Письмо Юбаяну)
Об этом же пишет один из лучших экзегетов IV века "Сирийский пророк" прп. Ефрем, уточняя, что разбойник Крещен не своей кровью:
"Так как Иудеи избрали разбойника и отринули Христа, то Бог избрал разбойника и отринул их. Но где же то (сказанное): "если кто не примет плоти Моей, не имеет жизни" (ср.: Ин.6:53)? Слово апостола: "все мы, крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились" (Рим.6:3), – объясняет, что разбойник получил окропление отпущения грехов через таинство воды и Крови, истекших из бока Христа. "Со Мною, – говорит, – будешь в раю желания" (прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. Гл.20).
Другой светильник Церкви, - св. Иоанн Златоуст подтверждает, что разбойник Крещен  Кровью Господа:
"Итак, не сомневайся возлюбленный: благодать Божия совершенна; место не препятствует, здесь  ли  ты крестился, или на корабле, или на пути. Филипп  крестил  во время пути, Павел - в узах; Христос  крестил   разбойника  на кресте из своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая. Итак, ничто не омрачает моей радости и восхищения при возвращении к вам" (Т3.Кн2. 4.СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь).
В следующей омилии  более глубоко и детально раскрывается  интересующая нас тема:
"Справедлив Бог мой, совершитель спасения! Как праотца нашего Адама изнал  Он  из рая не за многие прегрешения, но за одно преслушание, так на весах правды  Его  было положено обетование  разбойнику  – войти в рай не за многие какие-нибудь исповедания, но за одно исповедание веры. Я сказал, что грех Адама состоял в  том, что  он  вопреки заповеди прикоснулся к древу; в чем же заключалось оправдание  разбойника ?  Он  вошел в рай за то, что с верою коснулся креста. Что же последовало дальше?
Разбойнику  было обещано Спасителем спасение; между тем  ему  времени не было и не удалось осуществить свою веру и просветиться (крещением), а ведь было сказано: "кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Иоан. 3:5), Не было ни случая, ни возможности, не было для  разбойника  и времени креститься, потому что  он  висел тогда на кресте. Спаситель однако нашел выход из этого безвыходного положения.
Так как уверовал в Спасителя человек, оскверненный грехами, и нужно было  ему  очиститься, то Христос устроил так, что после страданий один из воинов копьем пронзил  ребро   Господа  и из  него  истекла  кровь  и вода;  из   ребра   Его , говорит евангелист, "тотчас истекла  кровь  и вода" (Иоан. 19:34), в подтверждение истинности  Его  смерти и в прообразование таинств.
И вышла  кровь  и вода – не просто вытекла, но с шумом, так что брызнула на тело  разбойника ; ведь, когда вода выходит с шумом, она производит брызги, а когда вытекает медленно, то идет тихо и спокойно. Но  из   ребра   кровь  и вода вышли с шумом, так что брызнули на  разбойника  и этим окроплением  он  был  крещен , как говорит и апостол: мы приступили к "к горе Сиону и к  Крови  кропления, говорящей лучше, нежели Авелева" (Евр. 12:22,24).
Почему же кровь Христова говорит лучше Авелевой? Тогда как кровь Авеля падала на главу убийцы  его , кровь Христа очищает и убийц покаявшихся. Научись отсюда ревности к истине и возлюби дерзновение за Христа; последуй истинному Учителю, подвизавшемуся за истину, чтобы, слыша от апостола Павла: "будьте подражателями мне, как я Христу" (1 Кор. 11:1), ты и сам  удостоился венцов правды и тех вечных благ, которые уготовал Христос Бог наш всем возлюбившим Его. Да сподобимся их и мы все, милостью и человеколюбием  Господа  нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь" ( О ревности и благочестии, и о слепорожденном, т.8, ч.2,,  !в "Творениях св. Иоанна Златоуста" отнесен к разделу spuria! ).
Стоит отметить, что и в русской богословской традиции была принята эта мысль со ссылками на отцов древности. Свт Димитрий Ростовский в слове на Богоявление Господне говорит о благоразумном  разбойнике:
"Откуда же  были  призваны эти духовные птенцы к зерну любви? Не от воды ли крещения, в которой они в смерть его крестились? Послушаем святого  Анастасия   Синаита  7 , который о благоразумном  разбойнике , для коего вода истекшая из ребер Христовых стала водою крещения, говорит: "к оным птицам (т. е. к небесным духам) отлетел из животворной воды, истекшей из всех птиц святой  разбойник , воспаряя по воздуху в рое птиц вместе с царем — Христом".
Как видим, Ростовский святитель говорит уже не о Крови, но истекшей из ребер Спасителя воде, ставшей для разбойника водой Крещения (эту мысль мы видим и у прп. Ефрема Сирина), причем, свт. Димитрий в данном случае ссылается  на свидетельство св. Анастасия Синаита.
Итак, очевидна несостоятельность аргументов отказа от Таинства,  опирающихся на "краевые вопросы" о спасении. И, вне всякого сомнения, по Сошествии Святого Духа Крещение необходимо для спасения, как об этом свидетельствует Сам Господь (Мк.16:16).


Комментариев нет: