«Ложь проф. Осипова о преп. Исааке Сирине» Артем Рыжов

Предисловие
Известный современный богослов, профессор МДА Алексей Ильич Осипов проповедует ложные учения стилизуя их под Православие. Одним из таких лжеучений является идея, что вечные муки грешников о которых сказано в Священном Писании прекратятся, это учение Церковь осудила как ересь, в «Православно - Догматическом Богословии» митрополита Макария Булгакова по этому поводу сказано:



«Православная Церковь всегда веровала, что мучения адския будут вечны. Веру свою она выразила – а) торжественно на пятом вселенском Соборе, когда осудила лжеучение оригеново, будто демоны и нечестивые люди будут страдать во аде только до определеннаго времени, и за тем снова будут возстановлены в свое первобытное, невинное состояние (2077);»[1]
Святитель Димитрий Ростовский поясняет в своих творениях: 
«Пятый Вселенский Собор был в городе Константинополе в 533 году, в царствование Юстиниана Великого. На нем собралось сто шестьдесят Святых Отцов, и старейшинами его были: Евтихий Константинопольский, Аполлинарий Александрийский, Домн Антиохийский и Дамиан Созополитский. Этот Святой Собор довершил и подтвердил деяния Святого Собора Халкидонского, проклял ереси, распространившиеся в его время, а именно древние баснословные учения прославленного учителя пресвитера Оригена, Евагрия и Дидима, которые неразумно учили, что будет конец мукам, «ибо Господь, - говорили они, - щедр и многомилостив, не до конца прогневается» (Пс. 102, 9), забывая в то же время евангельские слова: И пойдут сии во муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46); каковым словам не противоречат и приведенные слова из псалма: Не до конца прогневается Господь, поскольку они относятся к нынешнему веку и имеют то же значение, что и сказанное в седьмом псалме: Бог – судия праведный и крепкий, и долготерпеливый, и всякий день строго взыскивающий (Пс. 7, 12 - 14).»[2]
Святитель Филарет Московский выразил учение Церкви о вечных муках в Катихизисе:
«Вопрос: А что будет с неверующими и беззаконниками? Ответ: Они будут преданы вечной смерти, или, иначе сказать, вечному огню, вечному мучению вместе с диаволами.»[3]
Но проф. Осипову Вселенский Собор не указ поэтому в одной из своих лекций он заявил:
«Существует, если хотите, два параллельных ряда высказываний святых отцов, два параллельных ряда, многие из этих отцов не касались разбора этого вопроса, вы слышите, просто не касались, они занимались как только тем, что констатировали, что мы находим в Священном Писании, как говорит нам Евангелие и всё. И только немногие из отцов, слышите, совсем очень немногие из отцов, которые поставили со всей определенностью вопрос, важнейший вопрос, вопрос этот в чем заключается, он простой и конечно в высшей степени сложный: «Как понять чтобы Бог будучи любовью мог дать бытие, бытие тому кто пойдёт, как он знает точно он же Бог, на вечные, не бесконечные даже а вечные мучения?». Повторяю вам, большинство отцов обходили этот вопрос, они констатировали то, что в Евангелии написано: «Праведники как солнце просветятся в Царствии Небесном, грешники пойдут в муку вечную» и всё, не отвечая на этот вопрос, а этот - то вопрос является в высшей степени важным. Я вам скажу даже по некоторому опыту, что он беспокоит очень многих. Дак вот если обратиться к истории Церкви, то мы находим очень интересную вещь, что целый ряд отцов занимались этим вопросом, поставили этот вопрос и ответили на него, отсюда мы находим два ряда параллельные, две параллельные линии идут, вот те, которые не ставили этого вопроса они просто утверждают то, что имело место, имело место в Евангелии, что написано, вот буква если хотите. Вторая параллельная линия - целый ряд отцов, которые ставили этот вопрос и все они эта вторая линия, я не знаю, может быть есть исключения, но думаю, что нет, все они ответили на этот вопрос прямо противоположным образом то есть все они ответили, что муки будут, да, вечные, да, бесконечные, нет. Причём если бы вы знали только, какие отцы об этом говорили, это же поразительное просто я вам скажу дело какие отцы.»[4]
Проблема в том, что никакого «целого ряда отцов» говоривших о том, что муки кончатся не существует, как замечает проф. МДА Сидоров: «Между тем из всех святых от­цов (исключая, естественно, Оригена, считаемого за просто цер­ковного писателя) только один свя­той Григорий Нисский высказывал частное мнение о спасении всех людей, но и он высказывал его на­ряду с совершенно противополож­ным воззрением.»[5]
 
Важно отметить, что Свят. Григорий жил до Пятого Вселенского Собора осудившего оригенизм и «Конечно, если бы во времена Григория Нисского соборно была осуждена эта ересь, то, он ни в коем случае не стал бы противоречить истине.»[6]
Из одного Святого Отца очень трудно сформировать «целый ряд отцов» поэтому проф. Осипов решил пойти на обман, он приписал идею, что муки прекратятся тем Святым Отцам, которые утверждали, что будут бесконечные муки для грешников. 
В своей статье я постараюсь опровергнуть ложь проф. Осипова в отношении святых отцов, которым он приписал идею, что муки будут иметь конец.
«Слова подвижнические»
В одном из интервью проф. Осипов заявил:
«Может назвать вам имена хотя бы тех святых отцов, которые утверждали, что муки будут всё - таки не бесконечные? Родной брат Василия Великого Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Великий в своём пасхальном слове, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, представляете, Ефрем Сирин, Исаак Сирин, Максим Исповедник. Вы слышите это те, которые знали чуть ли не наизусть Новый Завет, но мало того, что они знали, они были святыми, то есть они следовали жизни Нового Завета и вдруг, что говорили...»[7]
Проф. Осипов утверждает, что преп. Исаак Сирин не считал муки грешников бесконечными.
Он пишет об этом в своей книге:
«Святой Исаак Сирин с полной уверенностью писал: «Грешник не в состоянии и предста­вить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?.. Есть воздаяние греш­никам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им вос­кресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, об­лекает их в совершенную славу нетления. Эта милость — воскресить нас после того как мы согрешили, выше мило­сти — привести нас в бытие, когда мы не существовали»*.
Эти слова преподобного из его знаменитых «Слов под­вижнических», которые никогда и никем из святых отцов Православной Церкви, в том числе и Русской, не были под­вергнуты какому-либо сомнению или критике, конечно, поражают. Еще бы: не праведник, а грешник не в состоя­нии и представить себе благодать воскресения своего. Более того, Христос падшего во ад восставит в славе, вместо воздаяния праведного... облекает их в совер­шенную славу нетления. Всеобщее воскресение, убежден св. Исаак, упраздняет геенну (выделено А.Р): где геенна, которая могла бы опечалить нас, грешников? — восклицает он.»[8]
Это не единственное место, которое цитирует проф. Осипов, ниже я приведу тексты, которые он выбрал из так называемого 2-го тома творений преп. Исаака.
Итак проф. Осипов утверждает, что по мнению преп. Исаака воскресение упраздняет геенну и тем самым упраздняются муки, такое толкование данного текста входит в противоречие с другими текстами святого отца:
«Если же это справедливо (как и действительно справедливо), то что несмысленнее или неразумнее такой речи: «Довольно для меня избежать геенны, о том же, чтобы войти в Царство, не забочусь»? Ибо избежать геенны и значит это самое — войти в Царство; равно как лишиться Царства — значит войти в геенну. Писание не указало нам трех стран, но что говорит? Егда приидет Сын человеческий в славе Своей.., и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю (Мф. 25, 31, 33). Не три наименовал сонма, но два — один одесную, другой ошуюю. И разделил пределы различных обителей их, сказав: и идут сии, т. е. грешники, в муку вечную, праведницы же в животе вечном (Мф. 25, 46) просветятся яко солнце (Мф. 13,43). И еще: от восток и запад при-идут, и возлягут на лоне Авраамовом во Царствии Небеснем; сынове же царствия изгнани будут во тму кромешную, где плач и скрежет зубом (Мф. 8, 11, 12), что страшнее всякого огня. Не уразумел ли ты из сего, что состояние, противоположное горней степени, и есть та самая мучительная геенна?»[9]
Преп. Исаак ссылаясь на Священное Писание прямо утверждает, что и жизнь и муки будут одинаково вечными. Святые Отцы толкуют это место однозначно, например блаж. Иероним Стридонский в толковании на Матф. 25,46 писал: «Благоразумный читатель, обрати внимание на то, что и наказания вечны, и вечная жизнь не должна иметь впоследствие какого – либо конца».[10]
Святые отцы часто повторяют, что мы не можем допустить мысль, что вечные муки кончатся ибо тогда должны допустить, что и вечная жизнь будет иметь конец а это безумие.
 «Св. Василий Великий: «Господь то решительно говорит, что пойдут сии в муку вечную (Матф. 25, 46), то отсылает иных в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам (- 41), а в другом месте именует геенну огненную, и присовокупляет: где червь их не умирает, и огнь не угасает (Марк. 9, 47. 48), и еще древле о некоторых предрек через Пророка, что червь их не умрёт, и огонь их не угаснет (Ис. 66, 24): потому, если при таком числе подобных свидетельств, находящихся во многих местах бугодухновеннаго Писания, многие еще, какбы забыв о всех подобных изречениях и определениях Господних, обещают себе конец мучению, чтобы свободнее отважиться на грех: то сие, конечно, есть одна из козней диавольских. Ибо если будет когда нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не смеем думать сего о жизни, то какое основание полагать конец вечному мучению? И мучению и жизни равно придается одно слово: вечный. Сказано: пойдут сии в муку вечную а праведники в жизнь вечную.»[11]
Православные авторы защищавшие преп. Исаака от подозрений в ереси всегда ссылаются на 58 слово:
Юрий Максимов: «Для читателя, знакомого с 1-ым томом (книга «Слова подвижнические», примеч. А.Р) творений святого отца, невозможно было не заметить странные несовпадения. Так, если автор 1-го тома считает адские мучения вечными (С. 58) (т.е 58 слово, примеч. А.Р), то автор 2-го называет такое мнение богохульным (С. 39).»[12]
Игумен Сергий Рыбко цитирует 58 слово в своей статье.[13]
Проф. МДА А. И Сидоров замечает: «Более того, в 58-й Беседе первого тома (по переводу И.С.Соболевского) прп. Исаак прямо ссылается на Мф. 25,46, где говорится о том, что грешники идут в муку вечную.»[14]
Протопресвитер Иоанн Фотопулос цитирует 58 слово в своей статье.[15]
Свящ. Петр Андриевский так же цитирует 58 слово в своей статье.[16]
          Проф. Осипов цитирует в своей книге разные слова, например 2, 18, 90, но никогда не цитирует и не комментарует 58 слово, интересно почему? Наверное ему не по душе то, что там написал преп. Исаак. 
Сразу же хочу ответить на аргумент проф. Осипова о том, что слова преп. Исаака, которые он приводит в своей книге никогда не были подвергнуты сомнению или критике со стороны святых отцов. 
Чтобы ответить на данный аргумент приведу для начала пример из истории церкви, свят. Григорий Нисский как предполагается допускал в своих сочинениях выражения о том, что вечные муки грешников будут не бесконечными а очистительными. Древние еретики а позже и римо-католики ссылались на авторитет свят. Григория чтобы обосновать свое ложное учение, святые отцы всегда на такие доводы отвечали, что сочинения свят. Григория либо были испорчены еретиками, либо были ложноистолкованы, либо имела место ошибка со стороны свят. Григория.
Святые Отцы даже допуская, что свят. Григорий действительно высказывал мнение о невечности мук утверждали, что Церковь не принимает это мнение так как оно противоречит общим догматам.[17]
 
К чему я это говорю, если бы кто – то стал ссылаться на преп. Исаака Сирина для обоснования ложного учения то Святые Отцы дали бы свой ответ на это так же как они это сделали в случае со свят. Григорием Нисским, но таких вопросов им не задавали, по – видимому никто не находил в творениях преп. Исаака следов учения, что вечные муки будут не бесконечными. Только проф. Осипов имея большую склонность к вырыванию цитат из контекста и ложным их истолкованиям нашёл в творениях преп. Исаака обоснование для учения о невечности мук, но на самом деле у преп. Исаака этого учения нет. Поэтому выдвигаемый Осиповым аргумент, что слова преп. Исаака никто не подвергал сомнению на мой взгляд совершенно несостоятельный.
Толкование слов преп. Исаака, что воскресение упраздняет геенну входит в противоречие не только с 58 словом, но и с другими текстами святого отца, например преп. Исаак пишет о разделении праведников и грешников, которое произойдёт в день Страшного Суда:
«Горе же тому монаху, который лжет обету своему и, попирая совесть свою, подает руку диаволу, чтобы тот похвалился вовлечением его в какой-либо род малых или великих грехов, и который не может снова стать пред лицом врагов своих сокрушенною частию души своей. С каким лицом предстанет он Судии, когда, достигнув чистоты, друзья его сретят друг друга, - те самые, с которыми разлучившись в пути своем, пошел он стезею погибели, утратил и то дерзновение, какое имеют пред Богом преподобные, и ту молитву, которая исходит из чистого сердца, возносится горе превыше Ангельских сил и ничем не возбраняется, пока не получит просимого в ней и с радостию не возвратится в воссылавшие ее уста? И страшнее всего то, что как здесь он разлучился с ними в пути своем, так и его разлучит с ними Христос в тот день, когда светлый облак понесет на хребте своем тела, сияющие чистотою, и поставит во вратах небесных. Ибо по тому самому, что здесь уже осуждены дела их, не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных, в воскресение Суда (Пс.1:5).»[18]
Преп. Исаак ясно учит о разделении грешников и праведников в день страшного суда, когда пишет, что монаха выбравшего путь погибели  Христос «разлучит» с друзьями «в тот день». Мысль об упразднении геенны при воскресении сюда никак не вписывается.
Кроме того преп. Исаак много раз в своих творениях строго предупреждает, что покаяться можно только при жизни а после смерти изменить уже ничего нельзя:
«Когда приближаешься к постеле своей, скажи ей: "В эту ночь, может быть, ты будешь мне гробом, постеля, и не знаю, не придет ли на меня в эту ночь, вместо сна временного, вечный, будущий сон". Поэтому, пока есть у тебя ноги, иди вослед делания, прежде нежели связан ты <будешь> узами, которых невозможно уже будет разрешить. Пока есть у тебя персты, распни себя в молитве, прежде нежели пришла смерть. Пока есть у тебя глаза, наполняй их слезами, прежде нежели покрыты <будут> они прахом. Как роза, едва подует на нее ветер, увядает, так, если внутри тебя дохнуть на одну из стихий, входящих в состав твой, ты умрешь. Положи, человек, на сердце своем, что предстоит тебе отшествие, и непрестанно говори себе: "Вот у дверей уже пришедший за мною посланник. Что же я сижу? преселение мое вечно, возврата уже не будет".»[19]
«Житие мира сего подобно выводящим некоторые только буквы из начертанных на таблице; и когда кто хочет и пожелает, прибавляет к ним и убавляет, и делает перемену в буквах. А жизнь будущая подобна рукописаниям, начертанным на чистых свитках, запечатленных царскою печатью, в которых нельзя ничего ни прибавить, ни убавить.
Поэтому пока мы среди изменения, будем внимательны к себе, и пока имеем власть над рукописанием жизни твоей, какое пишем своими руками, постараемся делать в нем дополнения добрым житием, станем изглаждать в нем недостатки прежнего жития. Ибо пока мы в этом мире, Бог не прилагает печати ни к доброму, ни к худому, до самого часа исшествия, в который оканчивается дело в отечестве нашем, и отходим в страну чуждую.»[20]
«Всякому человеку, который живет нечисто, вожделенна жизнь временная. Второй по нем, кто лишен ведения. Прекрасно сказал некто, что страх смертный печалит мужа, осуждаемого своею совестию. А кто имеет в себе доброе свидетельство, тот столько же желает смерти, как и жизни. Не признавай того истинным мудрецом, кто ради сей жизни порабощает ум свой боязни и страху. Все доброе и худое, что ни приключается с плотию, почитай за сновидение. Ибо не в смерти одной отрешишься от сего, но часто и прежде смерти оставляет это тебя и удаляется. А если что-либо из сего имеет некоторое общение с душою твоею, то почитай сие своим стяжанием в этом веке; оно пойдет с тобою и в век будущий. И ежели это есть нечто доброе, то веселись и благодари Бога в уме своем. Ежели же это есть нечто худое, то будь прискорбен, и воздыхай, и старайся освободиться от сего, пока ты в теле.»[21]
Преп. Исаак говорит, что «Бог не прилагает печати ни к доброму, ни к худому, до самого часа исшествия», но если мы не покаемся то будем связаны «…узами, которых невозможно уже будет разрешить» потеряем «…власть над рукописанием жизни…» наши грехи останутся не прощенными и мы погибнем ибо «Нет греха непростительного - кроме греха нераскаянного.»[22], как пишет преп. Исаак.
О тех людях, которые не хотят каяться и слишком сильно любят этот мир преп. Исаак писал:
«Блажен, кто памятует о своем отшествии из этой жизни и воздерживается от привязанности к наслаждениям мира сего, потому что многократно усугубленное ублажение приимет во время отшествия своего, и не оскудеет для него ублажение сие. Он есть рожденный от Бога, и Святой Дух Кормитель его; из лона Духа сосет он живоносную пищу и к веселию своему обоняет воню[1] Его. А кто привязан к мирским, к миру и к упокоению его, кто любит беседование с миром, тот лишается жизни, и мне нечего сказать о нем; остается только с воплем плакать неутешным плачем, который сокрушит сердца слышащих оный.»[23]
Приведенные тексты из творений преп. Исаака не дают оснований считать, что после смерти нераскаянных грешников ожидает какой – то позитивный исход, что в итоге они освободятся от своих мучений, преп. Исаак наоборот предупреждает чтобы мы дорожили своим временем потому что только здесь и сейчас возможно покаяние, он сравнивает нашу жизнь с рукописанием скрепленным Божьей печатью в которое после смерти уже нельзя внести исправления.
Толкование проф. Осипова входит в противоречие не только с текстами самого преп. Исаака, но и вообще с основополагающими положениями православного вероучения, Церковь учит, что после всеобщего воскресения будет Страшный Суд, Господь в Священном Писании говорит:
«Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.  Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения. (Евангелие от Иоанна гл.5, 25 - 29)»
Свят. Кирилл Александрийский толкует Евангелие от Иоанна гл. 5, 28-29  так:
«Этими словами указывает на время воскресения всех, когда, как написал божественный Павел, Сам Господь в повелении, во гласе архангелове, в трубе Божии снидет с небесе (1 Фес. 4, 16) судить вселенную в правде (Пс. 97, 9) и воздать каждому по делам его.»[24]
Но если воскресение упраздняет геенну то какой смысл в Страшном Суде? Получается воскресение означает полную амнистию для всех людей, причем люди, которые не хотят быть с Богом будут спасены принудительно, им просто некуда деваться, как и сатане с его демонами, как писал преп. Исаак: «… избежать геенны и значит это самое — войти в Царство; равно как лишиться Царства — значит войти в геенну. Писание не указало нам трех стран, но что говорит? Егда приидет Сын человеческий в славе Своей.., и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю (Мф. 25, 31, 33). Не три наименовал сонма, но два — один одесную, другой ошуюю.»
Есть тут и другой аспект, после смерти: «На частном суде получает мздовоздаяние, только душа человека без всякого участия тела, хотя и тело разделяло с нею дела ея, добрыя и злыя. После частного суда и для праведников на небеси и для грешников во аде открывается только предначатие того блаженства или мучения, которое они заслужили.»[25]
«Эти неодинаковыя мучения грешников во аде после частного суда не суть, притомъ, мучения полныя и совершенныя, а только предначинательныя.»[26]
 
И вот эти не полные и не совершенные мучения, которым подвергаются души грешников продлятся до воскресения. 
Таким образом если мы примем толкование слов преп. Исаака, которое предлагает проф. Осипов то получится, что за грехи целостного человека страдать будет только душа, без тела, а при воскресении, по толкованию Осипова, упраздняющем геенну и она освободится от наказания.
Эта идея противоречит принципам справедливого воздания:
«Св. Отцы и учители Церкви утверждали, что воскресения наших тел требует и правда Божия и премудрость. Правда: ибо тело человека участвует как в добрых делах души, так и в ея беззакониях; след. по справедливости должно участвовать и в ея вечных наградах или наказаниях.»[27]
Свят. Кирилл Иерусалимский писал по этому поводу: «Ничего мы не делаем без тела. Хулим устами и молимся устами, блудодействуем телом и чистоту храним телом; похищаем рукою и милостыню даем рукою, равно и все прочее. Итак, поелику во всем тело содействовало душе, то и возмездие в будущем веке получит соответственно делам своим».[28]
 
Преп. Иоанн Дамаскин выражает ту же мысль: «Конечно, если одна только душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она будет и увенчана. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказываема. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости та и другое вместе получат и воздаяния.»[29]
После же Страшного суда мздовоздаяние:
«… будет полное, совершенное, решительное. Полное: т.е не для одной только души человека, как после частного суда, а для души вместе и для тела, - для полного человека. Совершенно: потому что будет состоять не в предначатии только блаженства для праведников и мучений для грешников, как после частного суда, а во всецелом блаженстве и мучении соответственного заслугам каждого.»[30]
В качестве вывода можно сказать следующее: толкование слов преп. Исаака, которое предлагает проф. Осипов входит в противоречие с принципами справедливого воздаяния установленными Святыми Отцами и учителями Церкви. 
Кроме этого противоречия святым отцам есть и другой момент, Писание говорит:
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. (1 Кор. 15, 51-52)»
Свят. Феофан Затворник толкует это место так:
«Что же это такое: вси бо не успнем, вси же изменимся? – Смысл слов его следующий: не все мы умрем, но все изменимся, даже и те, которые не умрут, ибо и они смертны. Итак, когда умираешь, не бойся этого, как будто не воскреснешь; есть, несомненно есть такие, которые избегнут смерти, но для воскресения им будет того недостаточно, а необходимо, чтобы тела и тех, которые не умрут, изменились и сделались нетленными» (святой Златоуст). «Ибо не только скончавшиеся восстанут нетленными, но и остающиеся еще в живых облекутся в нетление» (Феодорит).»[31]
Писание говорит, что будут люди, которые доживут до момента воскресения и при воскресении они не умрут чтобы потом воскреснуть а сразу изменятся, и если воскресение упраздняет геенну, как говорит проф. Осипов, то получается, что грешники, которые доживут до дня воскресения избегут всякого воздаяния за свои злые дела, даже их души не отправятся в ад, не говоря уже о телах а как любит говорить проф. Осипов: «сразу в рай сразу в рай только ножки задирай.» 
Справедливо ли это? Думаю, что нет.
Теперь в свете вышесказанного попробую истолковать тот текст, который проводит проф. Осипов:
«Грешник не в состоянии и предста­вить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?.. Есть воздаяние греш­никам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им вос­кресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, об­лекает их в совершенную славу нетления. Эта милость — воскресить нас после того как мы согрешили, выше мило­сти — привести нас в бытие, когда мы не существовали»
По поводу «славы нетления», могу сказать, что это мысль подтверждается и Священным Писанием и Святыми отцами, все люди, и грешники и праведники воскреснут с нетленными телами, но для грешных нетление будет означать совершенно иное нежели для праведников, как писал свят. Иоанн Златоуст:
«Когда же душа получит нетленное и неразрушимое тело, тогда ничто не воспрепятствует мучению продлиться в бесконечность. Здесь не может быть того и другого вместе, то есть, жестокости и продолжительности мучений, но одно другому противится по причине тленности тела и неспособности одновременно переносить то и другое; а когда, наконец, наступит нетление, это сопротивление прекратится и оба эти страшилища с великой силой будут обнимать нас в бесконечность. Посему не будем рассуждать ныне так, будто чрезмерность мучений истощит нашу душу: ибо в то время и тело не может истощиться, но будет вместе с душой мучиться вечно, и никакого конца не будет.»[32]
 
Нетление для грешников будет означать, что их мучения не будут ограничены никаким сроком, их тела не смогут истощиться от чрезмерности мучений и как пишет свят. Иоанн «…ничто не воспрепятствует мучению продлиться в бесконечность.»
По поводу слов: «Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?»
Думаю тут преп. Исаак Сирин говорит о радости воскресения, мы были мертвы и вот мы обретаем наши тела причем нетленные, здесь явно происходит большое излияние благодати и на праведников и на грешников. Например преп. Ефрем Сирин писал о воскресении следующее: «… все воскресшие взывают и говорят: «Слава Собравшему и Воскресившему нас, по человеколюбию своему!»[33].
Обратите внимание при воскресении Бога славят не только праведники, но и грешники, так действует «благодать воскресения».
Но далее преп. Ефрем пишет, что «…иные наследуют Царство и рай, а другие ад,…»[34]
«Новооткрытые тексты»
«Десять лет назад (в 1998 году, примеч. А.Р) на русском языке состоялось издание «новооткрытого 2-го тома творений преподобного Исаака Сирина» в переводе игумена Илариона (Алфеева, ныне – епископа Венского и Австрийского)[11]. С большим интересом православные христиане восприняли появление перевода того, что представлялось как утраченные ранее творения известного и очень чтимого и любимого аскета и святого отца.»[35]
Игумен Иларион Алфеев утверждает, что: 

«… между 1-м и 2-м томом нет никаких принципиальных богословских противоречий, хотя некоторые темы, лишь намеченные в  1-м томе, получили во 2-м более полное и всестороннее развитие.»[36]
Однако врят ли с этим можно согласиться, Юрий Максимов в своей статье объяснил почему:
«Для читателя, знакомого с 1-ым томом творений святого отца, невозможно было не заметить странные несовпадения. Так, если автор 1-го тома считает адские мучения вечными (С. 58), то автор 2-го называет такое мнение богохульным (С. 39). Если автор 2-го тома заявляет, что «смерть Господа нашего была не для искупления нашего от греха и не для какой-либо иной цели, а единственно для того, чтобы мир познал любовь, которую Бог имеет к твари» (С. 3), то у автора 1-го тома такого, мягко говоря, странного противопоставления не обнаруживается: «И Сам Христос по любви Своей к нам послушен был Отцу в том, чтобы с радостью принять на себя поругание… Посему-то Господь в ту ночь, в которую был предан, сказал: сия есть кровь Моя, яже за многих изливаема во оставление грехов» (С. 48). Если автор 2-го тома говорит, что даже если бы Адам и Ева «не нарушили заповедь, они все равно не были бы оставлены в раю навсегда» (С. 39), то для автора 1-го тома такое мнение невозможно, поскольку он считает, что рай, из которого был изгнан Адам «советом диавольским» есть «любовь Божия» (С. 83). Наконец, если автор 1-го тома ссылается, как на авторитеты, на святителей Григория Богослова и Кирилла Александрийского, то автор 2-го – на «блаженного» Феодора Мопсуестийского и «святого» Диодора Тарсийского.
Эти и другие несовпадения оказались замечены весьма многими людьми. На страницах православной печати в ряде работ были высказаны сомнения в том, что новонайденные тексты принадлежат перу великого подвижника Православия.
Но не столько сами несовпадения, сколько то, что одни и те же вопросы на страницах 1-го и 2-го томов решаются в совершенно разных ключах и исходя из разных предпосылок, является главным свидетельством того, что эти страницы не могут принадлежать одному автору.
Наиболее яркий пример – понимание того, что есть загробное наказание. Автор 2-го тома убежден, что это есть нечто внешнее по отношению как к самому мучимому, так и по отношению к Богу, Который будет «все во всем»; исходя из чего он делает вывод, что такое наказание исключает Божественную любовь, противоречит ей. Преподобный же Исаак Сирин, напротив, считает, что сама Божественная любовь является наказанием для нераскаявшихся грешников. При подобном подходе невозможно возникновение того противоречия, которое становится фундаментом «оптимистических» рассуждений автора 2-го тома.
Даже характер авторов обоих томов иной. Если преподобный Исаак Сирин предстает пред нами как богослов-мистик и тайнозритель, то автор 2-го тома скорее как богослов-теоретик.» [37]
Проф. МДА А.И Сидоров отреагировал на публикацию «новооткрытых текстов» статьей:
«Личность и миросозерцание прп. Исаака Сирина всегда были дороги русскому православному человеку, ибо на аскетических творениях его воспиталось не одно поколение наших соотечественников. Естественно поэтому, что публикация переводов новых текстов преподобного о.Иларионом (Преподобный Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. М., 1998) и книга о нем вызывает самый живой интерес у православного читателя.»[38]
«Факты “псевдоэпиграфов”, т.е. приписывание какому-либо церковному писателю сочинений другого автора, - явление довольно распространенное в древнецерковной письменности. Более того, не исключено, что мы можем иметь дело и с фактом “подлога”, т.е. фактом приписывания прп. Исааку сочинений явно еретических. Таким образом, тезис о “подлинном Исааке”, т.е. “Исааке-несторианине”, не столь неуязвим, как это представляется о.Илариону. И претендуя быть православным ученым, он обязан был высказать эти сомнения в безгрешности выводов западных исследователей, и не только высказать, но и попытаться самым тщательным образом верифицировать данные сомнения. Иначе говоря, ему следовало серьезно потрудиться, а не демонстрировать еще раз свою скромность.»[39]
«Проблемы, затронутые о.Иларионом как бы походя, слишком серьезны, чтобы удовлетвориться его “разъяснениями”. Во-первых, он опять не ставит вопрос о подлинности названных Бесед, которые создают впечатление типичных “подлогов”. Во-вторых, даже если признать эти Беседы подлинными, то необходима точность и православная “акривия” в оценке их. Прежде всего следовало бы обратить внимание на некую сбивчивость и противоречивость суждений прп. Исаака, например, относительно вечности адских мучений. Ведь сам о.Иларион приводит его слова о том, что “конец геенны” остается тайной (с.290). Более того, в 58-й Беседе первого тома (по переводу И.С.Соболевского) прп. Исаак прямо ссылается на Мф. 25,46, где говорится о том, что грешники идут в муку вечную. Следовало бы взять на себя труд и поискать в творениях преподобного ссылки на другие места Священного Писания (например, Мф. 18,8; Мк. 9, 43-48 и пр.), в которых изрекается откровенное о вечности адских мук. Наконец, следовало бы обратить внимание на то сослагательное наклонение, в котором высказываются Исааком (или неизвестным автором Бесед 39-41) указанные воззрения. Оно показывает, что здесь высказываются не более, чем частные мнения. И именно в качестве таковых они и должны рассматриваться. А от подобных частных мнений, если они ошибочны или еретичны, православный ученый просто обязан дистанцироваться, хотя бы они и принадлежали святому отцу. Ибо порой и в святоотеческих творениях встречаются мнения, которые Церковь признала либо неточными, либо прямо ошибочными, руководствуясь принципом “согласия отцов”. Поэтому “духовное совершенство” и “мистическое видение” здесь абсолютно ни при чем, ибо такая дистанция обретается на уровне просто элементарного чувства церковности. Создается впечатление, что оно отсутствует у о.Илариона. Более того, его ссылки на других отцов, придерживающихся якобы сходных воззрений, весьма напоминают попытку внедрить в церковное сознание ошибочные и еретические мнения, прикрываясь “троянским конем святоотеческого авторитета”.»[40]
Проф. Сидоров резюмирует свою статью так:
«Создается такое впечатление, что наш уважаемый автор (отец Иларион, примеч. А.Р) вообще никогда не слышал о “синэргии”, как основополагающем принципе православной сотериологии. Возникает представление, что он и Евангелия вообще не читал, - того Евангелия, в котором говорится лишь об одном разбойнике, пожелавшем спастись и спасенном Господом, тогда как другой, поносивший Его, не удостоился блаженной участи быть спасенным (Лк.23,39-43). Как будто Бог Слово не “уничижил Себя Самого, приняв образ раба” (Флп.2,7), вследствие чего и все истинно уверовавшие в Него и последовавшие за Ним перестали быть рабами греха, став рабами Божиими. Как будто неведомо нашему автору, что Отец “весь суд отдал Сыну” (Ин.5,22,27) и придет время, когда Сын “сядет на престоле славы Своей”, чтобы отделить овец от козлов, послав последних “в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его” (Мф.25,31-46). И подобного рода “как будто”, возникающих при чтении книги о.Илариона, можно было бы перечислить предостаточно. Однако вряд ли мы имеем дело с таким абсолютным невежеством. Тогда возникает единственная альтернатива: перед нами вполне сознательная попытка внедрить в Православие, под покровом якобы “святоотеческих”, мнения явно ошибочные и еретические.
Вследствие чего, “монахи и миряне Православной Церкви” скорее соблазнятся чтением книги о.Илариона, чем получат от нее какую-либо духовную пользу. Критерию православности она явно не отвечает, впрочем как и критерию научности. В ней автор выступает только как популяризатор, причем по преимуществу популяризатор некоторых идей отдельных представителей западной науки, часто чуждых духу Православного Предания. Образ “подлинного Исаака Сирина” в книге не столько прояснен, сколько затемнен.»[41]
Таким образом мы имеем ситуацию, когда есть подлинные творения преп. Исаака Сирина «Слова подвижнические» в которых изложено православное учение и с другой стороны нам пытаются навязать тексты неизвестного автора содержащие ересь.
И вот именно на эти «новооткрытые тексты» по преимуществу и ссылается проф. Осипов, когда пытается доказать, что преп. Исаак считал муки не бесконечными, причём поступает он очень хитро, как говорится следите за руками, Алексей Ильич приводит текст, который я выше разбирал о том, что воскресение якобы упраздняет геенну а потом пишет:
«Эти слова преподобного из его знаменитых «Слов под­вижнических», которые никогда и никем из святых отцов Православной Церкви, в том числе и Русской, не были под­вергнуты какому-либо сомнению или критике, конечно, поражают.»
При этом он конечно же не упоминает о том, что в 58 слове ясно говорится о вечности мук, в ином случае ему пришлось бы этот текст как - то объяснять, а объяснить или перетолковать тут ничего нельзя, как пишет свят. Феофан Затворник по поводу толкования на Мф. 25, 46:
«Истолковывать же тут нечего – слова ясны без толкования. Пытались дать слову вечный кривое толкование, – не верующие, а неверы, – будто вечный означает здесь относительную вечность: долго-долго, но не без конца, долго так, что эта длительность покажется вечностью, но все же и конец будет. Что такое толкование криво, обличает тут же стоящее другое слово: в живот вечный. Живот вечный и кривотолки разумеют, как имеющие быть без конца. Так надо понимать и муку вечную. Оба изречения стоят в одинаковых условиях. Что разумеется об одном, нельзя того отрицать другого. Если живот без конца, то и мука без конца[42]
Опишу механизм обмана, который использует проф. Осипов, он сначала цитирует подлинные творения преп. Исаака, даёт им ложное толкование не сообразуясь с тем, что святой писал в разных местах своих творений, при этом ключевой текст из 58 слова, который невозможно перетолковать и который разрушит все его построения он не цитирует, в тоже время акцентирует внимание своих слушателей на том, что он процитировал именно подлинные творения преп. Исаака, как бы предвосхищая критику, которая может прозвучать, ну а после этого проф. Осипов с радостью цитирует такие милые его сердцу эти самые «новооткрытые тексты».
Например проф. Осипов приводит следующие цитаты из «новооткрытых текстов»:
«Не могу в связи с этим не повторить замечательных по силе любви и мысли слов святого Исаака Сирина: «Не для того Мило­сердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби, — тех, о ком Он знал прежде их создания во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил»*.»[43]
««Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребы­вания в ней, и за пределами нашего познания — степень страдания в ней»*.»[44]
В одной из своих лекций проф. Осипов признал, что о конце вечных мук: «у Исаака Сирина конечно очень много этих замечательных высказываний, особенно сильно и много говорится вот в книге изданной не так давно теперь уже епископом Иларионом Алфеевым, да, это перевод с сирийского языка, наконец это все – таки перевели, хотя это давно известно, перевели наконец и теперь могут теперь познакомиться с его сочинениями и вот здесь Исаак Сирин говорит вполне определенно, вполне определенно, полностью в духе вот этого высказывания Стихиры Великой Субботы: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим»[45].
Проф. Осипов хочет «перекинуть мостик» между текстом из подлинных творений преп. Исаака, который он цитировал и «новооткрытыми текстами», чтобы доказать, что мысль о конце вечных мук присуща не только автору так называемого второго тома, но и подлинному Исааку.
Но тут есть проблема, если по толкованию проф. Осипова «всеобщее воскресение упраздняет геенну» то странными выглядят слова игумена Илариона, на книгу которого проф. Осипов ссылается, о том, что «Во-первых, следует сказать, что преп. Исаак никогда не отрицал реальности Страшного Суда; более того, он рекомендовал постоянно размышлять о Суде: «Как говорит Толкователь, "тот — храм благодати, кто срастворен с Богом и всегда озабочен мыслью о Суде Его".»[46] и «Исаак не отвергал идею отделения овец от козлищ (на Страшном суде, примеч. А.Р.) и прямо ссылался на нее, когда говорил об отсутствии промежуточного места между геенной и Царствием Небесным.»[47]
В своей книге игумен Иларион пишет: «Что касается Страшного Суда, то он представляется Исааку моментом встречи человека не только с Богом, но и с теми людьми, с которыми его связала земная жизнь. Приговор будет означать либо вхождение человека в Царство Христа вместе с праведниками, либо отлучение от них. Однако этот приговор будет не чем иным, как констатацией того состояния, которого человек достиг в земной жизни. Тот, кого греховная жизнь отлучила здесь от его собственных друзей, окажется и там разлученным с ними:
Горе тому монаху, который нарушает обет свой и, попирая совесть свою, подает руку диаволу... С каким лицом предстанет он Судии, когда, достигнув чистоты, друзья его встретят друг друга — те самые, с которыми разлучившись в пути своем, пошел он стезею погибели?.. И страшнее всего то, что, как здесь он разлучился с ними в пути своем, так разлучит его с ними Христос в тот день, когда светлое облако понесет на поверхности своей тела, сияющие чистотою, и поставит их во вратах небесных  [28] .»[48]
Какой может быть Страшный суд и какое может быть отделение овец от козлищ если «всеобщее воскресение упраздняет геенну»?
Можно сделать следующий вывод: толкование текстов преп. Исаака предлагаемое проф. Осиповым входит в противоречие с тем, что преп. Исаак пишет в разных местах своих сочинений, проф. Осипов цитирует лишь те тексты, которые ему нравятся, об остальных, он и вспоминать не хочет. Проф. Осипов утверждая, что «всеобщее воскресение упраздняет геенну» входит в противоречие не только с однозначно подлинными творениями преп. Исаака, но и с «новооткрытыми текстами», логическую связь между мыслями преп. Исаака и мыслями автора «новооткрытых текстов» выстроить не удается, даже если забыть о всех тех текстах, которые проф. Осипов игнорирует.
А теперь я поподробнее остановлюсь на противоречиях между подлинными творениями преп. Исаака «Слова подвижнические» и «Новооткрытыми текстами».
Игумен Иларион утверждает, что «Наиболее характерной  особенностью  эсхатологии преп. Исаака является его вера во всеобщее спасение, выраженная в Беседах 39 и 40 из 2-го тома.»[49], и что «Богохульным, по учению преп. Исаака, является мнение, будто Бог делает что-либо из мести или воздаяния. Еще хуже —думать, будто Бог позволяет людям грешить в настоящей временной жизни для того, чтобы вечно наказывать их в будущем веке.»[50]
В то же время игумен Иларион утверждает, что «… между 1-м и 2-м томом нет никаких принципиальных богословских противоречий, …»[51]
Но как это совместить с тем, что преп. Исаак пишет в 58 слове 1-го тома:
«Егда приидет Сын человеческий в славе Своей.., и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю (Мф. 25, 31, 33). Не три наименовал сонма, но два — один одесную, другой ошуюю. И разделил пределы различных обителей их, сказав: и идут сии, т. е. грешники, в муку вечную, праведницы же в животе вечном (Мф. 25, 46) просветятся яко солнце (Мф. 13,43). И еще: от восток и запад при-идут, и возлягут на лоне Авраамовом во Царствии Небеснем; сынове же царствия изгнани будут во тму кромешную, где плач и скрежет зубом (Мф. 8, 11, 12), что страшнее всякого огня. Не понял ли ты из этого, что состояние, противоположное высшей степени, и есть та мучительная геенна?»
Игумен Иларион пишет: «Мы видим, что Исаак пользуется всеми возможными источниками для доказательства своего учения о несоответствии идеи вечного воздаяния любви и благости Создателя: он ссылается на Писание, сочинения учителей Церкви, наконец, обращается к логическим доказательствам.»[52]
А преп. Исаак в 58 слове утверждает ссылаясь на Писание, что будут вечные муки для грешников и по – видимому не видит несоответствия между идеей вечного воздаяния и благостью Создателя.
Мы имеем принципиальное противоречие между мнением подлинного Исаака Сирина и мнением автора «новооткрытых текстов» по поводу вечных мук.
Конечно игумен Иларион не хочет обращать внимание на эти противоречия ибо это ставит под вопрос подлинность тех текстов, которые он опубликовал под именем преп. Исаака.
Если проф. Осипов игнорировал те тексты преп. Исаака, которые ему не нравятся, то игумен Иларион решил поступить хитрее, он ссылается на 58 слово и даже цитирует его, но вырезает из него слова о вечных муках.
Я продемонстрирую как игумен Иларион это делает:
«Хотя в Царстве Небесном много обителей, все они находятся внутри него. За пределами Царства — геенна огненная. Промежуточного состояния между Царством Божиим и геенной Исаак не признает:
...Предмет созерцания  [43] для всех один, и место одно, и кроме этих двух состояний нет иной промежуточной степени. Я имею в виду одну степень высшую, а другую низшую, между же ними разнообразие в разности воздаяний. Если же это справедливо — а оно поистине справедливо! — то что может быть бессмысленнее и неразумнее таких слов: «Достаточно для меня избежать геенны, о том же, чтобы войти в Царствие, не забочусь»? Ибо избежать геенны и значит это самое — войти в Царство, равно как лишиться Царства — значит войти в геенну. Писание не указало нам трех стран, но что говорит? Когда придет Сын человеческий в славе Своей ... Он поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую...[44] Не понял ли ты из этого, что состояние, противоположное высшей степени, и есть та мучительная геенна?[45]»[53]
Обратите внимание на многоточие поставленное после слов «а козлов — по левую», за многоточием скрыты два предложения о вечных муках, приведу более полную цитату: «Егда приидет Сын человеческий в славе Своей.., и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю (Мф. 25, 31, 33). Не три наименовал сонма, но два — один одесную, другой ошуюю. И разделил пределы различных обителей их, сказав: и идут сии, т. е. грешники, в муку вечную, праведницы же в животе вечном (Мф. 25, 46) просветятся яко солнце (Мф. 13,43). Не уразумел ли ты из сего, что состояние, противоположное горней степени, и есть та самая мучительная геенна?»
Мне кажется за многоточием игумен Иларион хотел скрыть слова преп. Исаака о вечных муках ибо их наличие ставит под сомнение его выводы относительно эсхатологии преп. Исаака и ставит под сомнение подлинность «новооткрытых текстов».
В докладе под названием «Эсхатология преподобного Исаака Сирина в свете православного предания» игумен Иларион поступает с этим текстом точно так же:
«Ибо избежать геенны и значит это самое – войти в Царство, равно как лишиться Царства – значит войти  в  геенну.  Писание  не  указало  нам  трех  стран,  но  что  говорит?  Когда  придет  Сын  человеческий  в  славе  Своей...  Он  поставит  овец  по  правую  Свою  сторону,  а  козлов –  по левую...19   Не понял ли ты из этого, что состояние, противоположное высшей степени, и есть та мучительная геенна?20»[54]
Если бы между 1-ым и 2-ым томом не было принципиальных богословских противоречий не нужно было бы так изощренно резать текст преп. Исаака удаляя из него то, что не вписывается в концепцию.



[1] митр. Макарий Булгаков, «Православно – Догматическое Богословие», том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, 2007 г., стр. 657 – 658. ссылка
[2] Творения Святителя Димитрия Ростовского, том 3, Издательство Сестричества во имя Святителя Игнатия Кавказского, Москва, 2005 г., стр. 382 - 383
[3] святитель Филарет Московский. Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Издательство Сибирская Благозвонница, Москва, 2009 г., стр. 98, О двенадцатом члене Символа веры.
[4] О геенне (Апологетика, 1 курс МДА 2008-04-15), 7 мин. 35 с. - 11 мин. 07 с.
[7] Вторая встреча с проф. А.И.Осиповым в Московской студии ТК Союз. Часть 1 (ТК Союз 2010-12-08)
50 мин. 25 с. – 51 мин. 17 с.
[8] А.И Осипов «Из времени в вечность: посмертная жизнь души», изд-во Сретенского Монастыря, издание 2-е, 2011г., 240 с., илл., стр. 130 - 131
[9] преп. Исаак Сирин, «Слова подвижнические», изд-во «Правило веры», Москва, 2009 г., стр. 476 - 477
[10] Толкование Евангелия/Блаженный Иероним Стридонский.Мн.: Лучи Софии, 2008.- 320 с., стр. 280
[11] митр. Макарий Булгаков, «Православно – Догматическое Богословие», том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, 2007 г., стр. 658 - 659. ссылка
[13] игумен Сергий Рыбко «Осторожно – ересь!»
[17] См. статью Юрия Максимова «Вечные ли адские муки? Часть 3»
[18] преп. Исаак Сирин, «Слова подвижнические», изд-во «Правило веры», Москва, 2009 г., стр. 56 - 57
[19] преп. Исаак Сирин, «Слова подвижнические», изд-во «Правило веры», Москва, 2009 г., стр. 275 - 276
[20] преп. Исаак Сирин, «Слова подвижнические», изд-во «Правило веры», Москва, 2009 г., стр. 258 - 259
[21] преп. Исаак Сирин, «Слова подвижнические», изд-во «Правило веры», Москва, 2009 г., стр. 13
[22] преп. Исаак Сирин, «Слова подвижнические», изд-во «Правило веры», Москва, 2009 г., стр. 14
[23] преп. Исаак Сирин, «Слова подвижнические», изд-во «Правило веры», Москва, 2009 г., стр. 63
[24] свят. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна: в 2 т. Том первый/пер. Митрофана Муретова. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – 991, [1] c., стр. 366 - 367
[25] митр. Макарий Булгаков, «Православно – Догматическое Богословие», том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, 2007 г., стр. 613
[26] митр. Макарий Булгаков, «Православно – Догматическое Богословие», том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, 2007 г., стр. 588
[27] митр. Макарий Булгаков, «Православно – Догматическое Богословие», том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, 2007 г., стр. 628
[28] Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. – М.: Благовест, 2010., стр. 313 - 314
[29] Преп. Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры». - М.: Сибирская Благозвонница, 2010. , стр. 460
[30] митр. Макарий Булгаков, «Православно – Догматическое Богословие», том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, 2007 г., стр. 649
[31] Свят. Феофан Затворник, «Толкование Послания апостола Павла к коринфянам первого», изд-во «Правило веры», Москва, 2006 г., стр. 759
[32] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра, 2005 г., том 1, К ФЕОДОРУ ПАДШЕМУ, УВЕЩАНИЕ 1-е, стр. 112-113
[33] святой Ефрем Сирин, Творения, том 1, Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 г., стр. 63
[34] святой Ефрем Сирин, Творения, том 1, Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 г., стр. 64
[36] преп. Исаак Сирин, «О божественных тайнах и о духовной жизни», издание 3-е, изд-во «Олега Абышко», Санкт – Петербург, 2006 г., стр. 32
[40] проф. МДА А.Сидоров, «Разумный воздержан в писаниях своих. По поводу книги иеромонаха Илариона (Алфеева) «Мир Исаака Сирина»», журнал «Православная беседа», №6 за 1998 г., стр. 11 - 12
[42] Свят. Феофан Затворник, «Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни», изд-во «Отчий дом», Москва. 2011 г., стр. 10
[43] А.И Осипов «Из времени в вечность: посмертная жизнь души», изд-во Сретенского Монастыря, издание 2-е, 2011г., 240 с., илл., стр. 116
[44] А.И Осипов «Из времени в вечность: посмертная жизнь души», изд-во Сретенского Монастыря, издание 2-е, 2011г., 240 с., илл., стр. 120
[45] О геенне (Апологетика, 1 курс МДА 2008-04-15), 25 мин. 10 с. - 26 мин. 08 с.
[46] преп. Исаак Сирин, «О божественных тайнах и о духовной жизни», издание 3-е, изд-во «Олега Абышко», Санкт – Петербург, 2006 г., стр. 314
[47] преп. Исаак Сирин, «О божественных тайнах и о духовной жизни», издание 3-е, изд-во «Олега Абышко», Санкт – Петербург, 2006 г., стр. 314
[48] Епископ Иларион Алфеев, «Духовный мир преподобного Исаака Сирина», электр. версия, стр. 165
[49] преп. Исаак Сирин, «О божественных тайнах и о духовной жизни», издание 3-е, изд-во «Олега Абышко», Санкт – Петербург, 2006 г., стр. 313
[50] преп. Исаак Сирин, «О божественных тайнах и о духовной жизни», издание 3-е, изд-во «Олега Абышко», Санкт – Петербург, 2006 г., стр. 313
[51] преп. Исаак Сирин, «О божественных тайнах и о духовной жизни», издание 3-е, изд-во «Олега Абышко», Санкт – Петербург, 2006 г., стр. 32
[52] Епископ Иларион Алфеев, «Духовный мир преподобного Исаака Сирина», электр. версия, стр. 171
[53] Епископ Иларион Алфеев, «Духовный мир преподобного Исаака Сирина», электр. версия, стр. 166

Комментариев нет: