Богословский комментарий на книгу профессора МДАиС А. И. Осипова «Посмертная жизнь» Спасся ли император Траян по молитвам свт. Григория Великого? Существует ли спасение вне Церкви?


В качестве доказательства о возможности спасения человека и без Крещения, наш профессор ссылается на случай, описанный в одном из житий свт. Григория Великого. Об этом событии упоминает и свт. Марк Эфесский в своей речи, опровергающей латинское учение о чистилищном огне, которую он произнес на Флорентийском соборе (1438) [с.179].



«Бывают ли святые услышаны Богом, - задается вопросом святитель Эфесский в своей речи, - когда молятся о сем, это не нам исследовать, но сами-то они знали и Дух обитающий в них, Которым движимые, они и говорили и писали, знал это…а вот и некоторые из святых, молившиеся не только за верных, но и за нечестивых, были услышаны и своими молитвами исхитили их от вечного мучения, как например первомученица Фекла – Фалконилу и божественный Григорий Двоеслов, как повествуется, – царя Траяна».1
Во-первых вспомним о том, что именно императору Траяну принадлежит в истории Рима первый указ о привлечении к ответственности и суду христиан. Именно по его распоряжению пострадал на арене Колизея Свщмч. Игнатий Богоносец. Трудно поверить в то, что ревностный гонитель христиан мог быть спасен, да ещё и без Крещения.
Во-вторых, необходимо всё-таки тщательно просмотреть ту часть текста жития свт. Григория, где дается повествование об императоре Траяне. Для этого мы приведем отрывок одного из первонаписанных житий Святителя Римского, относящийся к VIII столетию:2 «Поскольку Григорий не знал, что делать, чтобы утешить душу этого человека, который напомнил ему эти слова3, он пошел в церковь св. Петра и проливал потоки слез, как было у него в обычае, пока, наконец, не получил через Божественное откровение уверение, что его молитвы услышаны, видя, что он никогда не брался просить это ни за какого другого язычника».4
Обратим наше внимание на то, как в житии описывается результат молитвы Святителя за императора-гонителя христиан: «получил через Божественное откровение уверение, что его молитвы услышаны». Заметьте, что ничего более не сказано, тем более не было получено извещение об изменении его участи в загробном мире.5 Хотя несомненно, что была облегчена участь императора, однако это не означает спасения его души, введение её в рай, достижение христоподражательного обожения.
Даже то, что в начале жития, британский монах-автор сотавитель жития, приписывает молитвам свт. Григория такую силу, как крещение слезами Святого души императора Траяна, однако не следует торопиться с выводами.
Если бы это было бы и так, то данный случай нисколько не подтверждает настойчивое мнение проф. А. И. Осипова о спасении вне Церкви. Обратим наше внимание, что данная милость Божия к душе императора-язычника, гонителя христиан, и этот случай – явное исключение, была оказана по ходатайству и глубокой слезной молитве святого предстоятеля Римской Церкви, т. е. не без участия Церкви. Весьма однозначно, что император сам своими силами и по своему свободному желанию из ада выйти бы не смог, ибо «душа после смерти не может освободиться или покаяться, и ничего произвести такого, что искупило бы её от ада».6 Это во-первых, а во-вторых, как пишет свт. Амвросий Медиоланский: «Никто не входит в Царство Небесное иначе, как только через Таинство Крещения».7
Поэтому, достоуважаемый профессор А. И. Осипов, ваша концепция о существовании для иноверцев и еретиков длинного и долгого пути ко спасению, как, например такого, «чтобы из Москвы попасть в Петербург, летя через Нью-Йорк или Австралию, или плыть через Тихий океан, да ещё на одной лодочке»8, эти ваши выдумки чистейшей воды демагогия, не имеющая ничего общего с учением Православной Церкви. Вы и сами пишете: «Мы можем и должны искать и исповедовать правую веру, понимая, что ложная вера гибельна».9 Значит, не может быть никаких «но». Что же касается путей Божественного промысла, который ведёт и подталкивает душу человека к правой вере, они есть и существуют. Разве не без промысла Божия случилось так, что благодаря именно русской эмиграции в послереволюционное время появилось множество православных храмов по всему миру. Но все ли люди потянулись к Православию как это, например, было с приснопамятным отцом иеромонахом Серафимом Роузом? Толпы иностранцев сегодня приезжают в Россию, и знакомятся с Православием, но все ли его принимают? Нет, только считанные единицы.
[c. 179] «Посему не будем судить о вечной участи ни одного человека: православного, неправославного, христианина, ибо не знаем ни его духовного состояния, ни всех объективных обстоятельств его жизни».
В чём ложь данного тезиса? Во-первых в том, что вечная участь человека неправославного уже имеет божественный приговор: «…а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). «Верующий в Него (Христа) не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3, 18).
Апостол любви Иоанн Богослов говорит: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4, 9).
И если уверовавший во Христа, став членом тела Христова – Церкви спасается благодатью Божией, «получает жизнь», то как её может получить неприемлющий Христа? А неприемлющие Христа – это еретики и иноверцы. Путь только один – отвергнуть заблуждение и принять Христа, принять Святое Крещение. Святитель Иоанн Златоуст, комментируя слова Спасителя «а неверующий уже осужден», говорит в частности: «...не думай, что отложение наказания может принести какую-либо пользу тому, кто уже заслужил наказание, если не раскается. Состояние неверующего ничем не лучше состояния людей, уже осужденных и преданных наказанию».10 И далее Святитель Константинопольский указывает и на причину отвержения Света Истины, Христа людьми – ею является личное произволение людей, которое направлено на пребывание во зле. И Святитель Иоанн Златоуст подчёркивает, что в данном месте речь идёт не о христианах, погрешающих в добродетели, а о иудеях и язычниках. «Христос, - говорит он, - говорит не о тех, которые стали христианами от рождения и приняли веру от предков (хотя нередко и они порочною жизнию уклонялись от правого учения); не об них, кажется, здесь говорится, но о тех, которые из иудейства или из язычества должны были обратиться к правой вере. Христос показывает, что никто, находясь в заблуждении, не захочет обратиться к вере, если предварительно не предпишет самому себе доброй жизни, и никто не останется в неверии, если предварительно не решиться навсегда оставаться злым. Не говори ты мне, что такой-то целомудрен и не вор; не в этом только состоит добродетель. Какая польза, имея эти качества, быть рабом суетной молвы, и, опасаясь стыда от своих друзей, оставаться в заблуждении? Это не значит жить добродетельно. Раб тщеславия не лучше блудника; даже делает гораздо большие и тягчайшие грехи, чем тот. Но укажи мне кого-нибудь между язычниками, который был бы свободен от всех страстей и не был причастен ни одному пороку: ты указать не можешь».11
Поэтому бессмысленно и бесполезно искать добродетель там, где нет Христа, там, где нет Церкви. Бессмысленно и опасно даже принимать мысль о существовании спасения вне Православия. И по этому вопросу у Святых Отцов Церкви, вопреки мнению проф. А. И. Осипова12, не существует разногласия. По этой же причине очевидной становится ошибочность суждений и прп. Нектария Оптинского, приводимых в книге проф. А.И. Осипова о спасении «простого индуса, верящего во Всевышнего». [с.158] Это спасение, как сам профессор вскользь говорит, «возможно» [с.160], но опять таки при условии вхождения в лоно Церкви Православной.
Мысль свт. Иоанна подтверждает и прп. Иоанн Лествичник, игумен горы Синайской. Во-первых, он говорит, что существует четыре категории разумных творений: друзья Божии – ангелы, истинные рабы Божии – исполняющие волю Божию, чуждые Бога и враги Божии – это неверные или зловерные, т.е. еретики; а противные Богу – те, кто не принял повеления Божия и восстал против рабов Божиих.13 И далее он говорит: «Если не всякий, кто крестится спасётся, то ...умолчу о последующем».14

СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1Цит. по: Архимандрит Амвросий (Погодин), Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М. «Сирин».1994, с. 61
2Полный текст первода с английского древнего отрывка жития приводится в книге иеромонаха Серафима (Роуз). Приношение православного американца. М. 1998, с. 196
3Слова пророка Исайи в связи с тем, что император заставил в своем присутствии виновников убийства сына вдовы заплатить ей возмещение: «Защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите, и рассудим, говорит Господь (Ис. 1, 17,18)»
4Иером. Серафим (Роуз). Приношение православного американца. М. 1998, с. 196
5Несостоятельность аргументации о спасении императора Траяна хорошо представлена в книге: Архимандрит Лазарь (Абашидзе). Грех Адамов, возможно ли спасение некрещеных младенцев?. М. 2001, стр. 313-317.
6Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Вопрос 64, См. Догматические послания православных иерархов XVII-XIX вв. о Православной вере. СТСЛ. 1995, с. 49
7Цит. по. Митрополит Макарий (Булгаков). Православное догматическое богословие. СПб. 1857, с. 258
8А. И. Осипов. Посмертная жизнь, с. 152
9А. И. Осипов. Посмертная жизнь души. М. Даниловский благовестник 2005, с. 92
10Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова, М. Издательский совет Московского Патриархата. 1993, т. 1, с. 180
11Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Указ. соч., с. 182
12«Чем объяснить это очевидное разноречие у отцов, а иногда и в творениях одного и того же отца». [с. 169-170]
13Прп. Иоанн Лествичник. Лествица, Слово 1: 1. Сергиев-Посад, 1908, с. 1
14Там же, Слово 1: 9, с. 4

Комментариев нет: