«"Посмертная жизнь души" (3-я часть).» комментарий на книгу проф. Осипова

(продолжение, вторая часть  http://blagolub.livejournal.com/17122.html )
В заключительной части главы автор брошюры резюмирует мысль о свободе выбора и самоопределения человека в вечности. Даже Грозный Судия, по мнению современного богослова, не сможет нарушить этой свободы. На Страшном Суде человек сам решит, добровольно ли пойти в вечный неугасимый огонь или предпочесть, все же, другой путь, – утверждает публицист:

«особенность Страшного Суда - человек сам в последний раз и окончательно определяется: быть ему с Богом или добровольно отойти в неугасимый пламень и непрестающий тартар (холод) вечных страстей. Христос не может нарушить человеческую свободу» (с.89).

                    
Однако, Откровение дает противоположное эсхатологическое свидетельство: диавол и помощники его, вместе с грешниками не добровольно выберут, но ввержены будут в геенну, где мучимы будут день и ночь во веки веков:

«и дiáволъ льстя́й и́хъ ввéрженъ бýдетъ въ éзеро óгнен­но и жýпелно, идѣ́же звѣ́рь и лжи́вый прорóкъ: и мýчени бýдутъ дéнь и нóщь во вѣ́ки вѣкóвъ».(Откр. 20, 10); «и тóй и́мать пи́ти от­ винá я́рости Бóжiя, винá нера­ст­ворéна въ чáши гнѣ́ва егó, и бýдетъ мýченъ огнéмъ и жýпеломъ предъ áнгелы святы́ми и предъ áгнцемъ:и ды́мъ мучéнiя и́хъ во вѣ́ки вѣкóвъ восхóдитъ, и не и́мутъ покóя дéнь и нóщь покланя́ющiися звѣ́рю и о́бразу егó» (Откр.14,11).

Св. Писание многократно предупреждает о будущем Суде, нелицеприятии Судии и неотвратимости возмездия  для нераскаянного грешника:

«По жестóкости же тво­éй и непокáян­ному сéрдцу, собирáеши себѣ́ гнѣ́въ въ дéнь гнѣ́ва и от­кровéнiя прáведнаго судá Бóжiя,и́же воз­дáстъ ко­емýждо по дѣлóмъ егó...Нѣ́сть бо на лицá зрѣ́нiя у Бóга» (Рим.2:6,11), ибо "Праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его" (Пс.10,7).

Такое же понимание наказания, определяемого в День Гнева, не как добровольного выбора на судилище самого человека, а как высшего Суда Истины ("Христос есть ипостасная и сущая Истина" – прп. Макарий Египетский), дают св. Отцы, предупреждая о грядущем Страшном Дне:

«Пред Христом Иисусом, Господом нашим и Богом, Спасом и Царем, по благоволению Отца невидимого, преклонится всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедает Ему (Флп. 2: 10 – 11)», то есть да, пред Ним в день Суда все преклонятся, но дальше святой Ириней продолжает: «И да сотворит Он праведный суд о всех: духов злобы и ангелов, согрешивших и отпадших, а также и нечестивых, неправедных, беззаконных и богохульных людей Он пошлет в огонь вечный, напротив праведным и святым, соблюдавшим заповеди Его и пребывшим в любви к Нему от начала или по раскаянии, дарует жизнь, подаст нетление и сотворит вечную славу...Кому скажет Господь: "отыдите от Меня проклятые в огонь вечный", - те будут осуждены навсегда... Вечны и без конца будут блага, дарованные от Бога; потому и лишение их будет вечно и без конца» (Св Ириней Лионский. Творения. М., 1996. С. 50);

"Как, скажи мне, ты не страшишься, произнося такую дерзость и утверждая, что "Бог человеколюбив и не наказывает"? А если накажет, то, по-твоему, окажется уже нечеловеколюбивым? Почему же, скажи мне, ты, согрешая, не желал бы быть наказанным? Разве Он не предупредил тебя обо всем? Разве не угрожал? Разве не вспомоществовал? Разве не совершил многого для твоего спасения? Если злые не наказываются, то иной, быть может, скажет, что и добрые не увенчиваются; а в таком случае где будет человеколюбие и праведность Божии? Итак, люди, не обманывайте себя, прельщаемые диаволом, - потому что все это его (диавола) мысли. Если и судьи, господа и учителя добрых награждают, а дурных наказывают, то как было бы сообразно, если бы у Бога совершалось наоборот" (Св. Иоанн Златоуст. Слово 25-е. О будущем Суде);

"Различны мучения, как слышали вы в Евангелии. Посему тьма внешняя (Мф. 8, 12) в особой стране; геенна огненная (Мф. 5, 22) - иное место; скрежет зубов (Мф. 13, 42) - иное; червь неусыпающий (Мк. 9, 48) - также иное; одно место - огненное озеро (Апок. 19, 20), а другое - тартар; огонь неугасимый (Мк. 9, 48) - одно, преисподняя (Флп. 2, 10) - другое. На эти-то мучения распределены будут несчастные, каждый в меру прегрешений своих. Как различны грехи, так различны и мучения! Иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе - убийца, иначе - вор и иначе - пьяница. Осквернившие себя ересями услышат: да возмется нечестивый, да не видит славы Господа! (Ис. 26, 10). ... Побегут тогда грешники, изгоняемые, принуждаемые и бичуемые свирепыми ангелами; побегут они, скрежеща зубами и все чаще и чаще оглядываясь назад, на праведных, с которыми разлучены. Увидят они ту радость и тот свет, в которых им нет удела, и станут горько плакать и, наконец, скроются из вида. И приблизятся они к самому страшному месту, где снова будут разлучены и распределены по родам мук" (Прп.Ефрем Сирин.Слово на Честный и Животворящий Крест и на Второе Пришествие Господа, а также о любви и милостыне);

«Поистине в День Судный, когда Господь будет торжествовать над врагами Своими, лучше бы грешникам умереть, чем живыми быть связанными по рукам и ногам огненными веригами, и когда с поруганием поведут их на триумф и Суд Христов, поведут пред всеми народами с великим стыдом и позором. Они и захотят тогда умереть, но не в состоянии будут сделать этого. Они будут искать смерти, но не найдут ее и останутся в своем вечном стыде. К такому великому страху от стыда и обличения присоединится немалый страх и оттого, что грешники увидят тех, которых в этой жизни они ненавидели, опечаливали, озлобляли, ранили, мучили и убили. Каин увидит Авеля, убитого им неповинно. Ирод увидит святого Иоанна Предтечу, которого несправедливо обезглавил. Нерон, Диоклетиан, Максимилиан и прочие мучители увидят великое множество исповедников Христова имени, которых они замучили. Господа увидят рабов своих, бояре — крестьян своих, которых немилосердно озлобляли. Увидят судьи неправедные тех, кого неповинно осудили, подвергли смерти. Увидят мучители всех, кого немилосердно мучили и умертвили, прославленных славой Христовой и увенчанных как мучеников. Увидят их и услышат, как они вопиют к Богу: «Суди, Господи, обидящих нас, отомсти, Господи, озлобившим нас! Судия праведный, воздай им за зло, которое они сделали нам» (свт. Димитрий Ростовский. В кн. Настольная книга священнослужителя Изд М П. 1994. том 7. С. 247);

"Священное Писание повсюду называет адские муки вечными: это учение постоянно проповедовалось и проповедуется Святою Церковию. Господь наш Иисус Христос несколько раз в Святом Евангелии подтвердил грозную истину. Предвозвещая отверженным грешникам общую участь с падшими ангелами, Он объявил, что скажет им на Страшном Суде Своем: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф.25:41). По изречении окончательного определения на род человеческий, погибшие отыдут в муку вечную (Мф.25:46)" (Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти).

Святые Отцы говорят о самом бытии грешников в вечности, как противоестественном, и потому страдательном. Идеже "бýдетъ Бóгъ вся́ческая во всѣ́хъ" (1 Кор.15:28), все будут соединены с Ним, но, если для праведников способ соединения со Творцом будет благодатным и «естественным» (вышеестественным)  в силу его стремления ко Благу и будет служить источником вечного блаженства, то для отступников противоприродным, по причине запечатленного уклонения от Истины, будет источником невыразимой муки.

Преподобный Максим Исповедник пишет об этом:

«Природа не содержит в себе свойства (смыслы, логосы) сверхприродного, равно как она не содержит законы, действующие противоприродно. Под "сверхприродным" я подразумеваю ту Божественную и непостижимую радость, которую Бог по природе соделывает, когда Он по благодати соединяется с достойными. Под "противоприродным" я подразумеваю ту невыразимую муку вследствие лишения этой (радости), которую Бог обычно соделывает по природе, когда Он соединен с недостойными вопреки благодати. Бог соединяется со всеми соответственно с душевным устроением каждого…» (Quaestiones ad Thalassium, 59 /PG 90, 609 B14–C12).

Для праведников огонь вечности будет источником блаженства, для грешников, независимо от волеизъявления (в воздаянии), страшной муки:

"праведникам огонь будет дан в удел, как свет, а грешникам - как горение для ощущения более страшной муки, как и сказано Давидом: "глас Господа, пресекающего пламень огня". Как это могло бы случиться, если не будут подлинно существовать тела, которыми будет обладать тот огонь; тела, конечно, несветящиеся и мрачные и этим только отличающиеся от тел святых" (Свт.Марк Эфесский. О Воскресении).

С запечатленным в естестве расположением духа, грешник не сможет благодатно постичь Бога даже будучи с Богом:

«Положим даже, что какими-либо судьбами грешник втянут в рай; что он там будет делать?! Для него и рай в ад превратится. Вкусить сладостей райских у него нет органа; а чрез то, что там все противоположно его настроению, он будет тесним и гнетом»  (Свт.Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни епископа Феофана. М., 1892. С. 3-23).

На Страшном Суде произойдет вхождение человека в вечность в соответствии с утвержденным при жизни выборе:

«Страх и ужас Страшного суда для грешников будет состоять прежде всего в том, что в это мгновение все они ясно осознают и со всей очевидностью увидят, что Иисус Христос действительно воплотился ради спасения всех, пострадал за всех…, Он есть единый Спаситель людей…Тогда каждый, кто при жизни на земле не поверил во Христа как Бога и Спасителя, неодолимо почувствует всем своим существом, что этим самым он еще на земле осудил себя на вечные муки (Ин.3, 18; 5, 24)» (Прп. Иустин Попович. Догматика Православной Церкви. Эсхатология. М. 2005, с. 127).

Следующую главу автор назвал "Христос спаситель всех человеков...", цитируя  Послание Апостола Павла к Тимофею:

«На сié бо и труждáемся и поношáеми есмы́, я́ко уповáхомъ на Бóга жи́ва, и́же éсть спаси́тель всѣ́мъ человѣ́комъ, пáче же вѣ́рнымъ» (1Тим.4:10).
Надо заметить, вне святоотеческого контекста эти апостольские слова преподносятся порой, как указывающие на всеобщее спасение (что в высшей степени абсурдно, т. к. учение о всеобщем спасении было соборно анафематствованно. Очевидно, Церковь не может отвергать истину положительно отраженную в Св. Писании, и здесь безусловен другой смысл стиха Послания). Господь спаситель всем (!) человекам, – делается вывод в современном богословии, – значит спасутся все! Автор разбираемой книги также затрагивает этот вопрос:

«На Вселенских соборах осуждено было мнение о всеобщем спасении. Правильно? Правильно. А есть Святые Отцы, которые говорят, что Христос - Спаситель всех людей. Правильно? Да. Так как же на самом деле правильно?» (с.91) - вопрошает автор.

«А что означают слова апостола Петра: "Бог нелицеприятен, но боящийся Его и поступающий по правде Его приятен Ему" (Деян.10:34-35)? Или апостола Павла, что Христос "Спаситель всех человеков, а наипаче [особенно, тем более] верных" (1Тим.4:10)? Или: "слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, потом и эллину! Ибо нет лицеприятия у Бога" (Рим.2:9-16). Нет сомнения, что у обоих апостолов речь идет не просто о земном благе, но и о вечном спасении, причем спасении не только христиан, но и "всех человеков", то есть и язычников "во всяком народе. Ибо нет лицеприятия у Бога"» (с.94), – уже поясняет смысл библейских стихов автор брошюры.

Очевидно, что противоречие соборного утверждение и Апостольского Послания здесь мнимое, и может быть вызвано лишь неверным пониманием Св. Писания (смысл соборных деяний достаточно прозрачен).
19-е Правило Трулльского Собора указывает на необходимость толкования Св. Писания согласно святоотеческому учению, дабы избежать произвольного и, в силу этого, ложного понимания слова Божия (см. http://blagolub.livejournal.com/10194.html ). Возвращаясь к указанным новозаветным стихам, важно отметить, что содержащаяся здесь мысль проходит рефреном через всю Библию. Господь всем желает спасения и всем его подает (потому именуется Спасителем), но воспринимают это спасение лишь верные, принимающие Его волю, «мнóзи бо сýть звáни, мáло же избрáн­ныхъ» (Мф.20:16):

«За всех ли людей пострадал Спаситель? Со Своей стороны Господь Иисус Христос принёс Себя в жертву за всех людей и всем приобрёл благодать и спасение. Но пользуются этим те, кто, в свою очередь, добровольно принимают участие в Его страданиях, сообразуясь смерти Его (Флп. 3:10)» (Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви,207).

Всеобщая предваряющая благодать действует во всех людях, но, оправдывающая и спасающая от уз смерти, подается только верным. Святоотеческое толкование здесь неоспоримо (на 1Тим. 4:10):

«яко уповахом на Бога жива, Иже есть Спаситель всем человеком, паче же верным (1Тим. 4:10) ...Бог есть Спаситель всех человеков, — потому что всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти (2, 4) — и не только хочет спастися всем, но и устроил дивный образ спасения, всем открытый и всегда сильный спасти всякого, кто ни захочет воспользоваться им. Но почему Он есть Спаситель паче верным? Потому что спасительное Божие хотение, спасительная Божия сила и спасительное Божие устроение (экономия спасения) простираются на всех и для спасения всех довлетельны; но на деле спасаются, или делаются причастными сих спасительностей, только верные, то есть только уверовавшие в благовестив и по принятии благодати живущие в духе веры. Так что Бог, и всегда желающий и всегда сильный спасти всех, в действительности Спаситель есть только верных. Μαλιστα — значит и: так, именно так. Почему: паче же верным — можно перевесть: именно верным. Же, δε,— частицы нет в греческом. Прибавить же сие: именно верным — нужно было святому Павлу, потому что писал об уповании живота вечного, которого неверные не могут быть причастны. «Бог здесь есть всех Спаситель, а там не всех, но только достойных спасенными быть» (Экумений). Но и здесь Бог Спаситель особенное являет попечение о верных: ибо, если б этого не было, давно бы их стерли с лица земли (см.: Экумений). Святой Златоуст говорит: «каким образом, спросишь ты, Бог есть Спаситель паче верных? Тем, что обнаруживает великую заботливость о верных. Если 6 Он не был Спаситель их, то ничто не воспрепятствовало бы давно погибнуть тем, против которых все ратуют» (свт. Феофан Затворник. Толкование на. 1Тим.4:10).

Это же относится и к другим приводимым здесь стихам Священного Писания, толкуемым автором книжицы в контексте парадигмы всеобщего спасения, т. е. радикально вопреки Преданию Церкви и святоотеческой экзегезе:

 "я́ко не на лицá зри́тъ Бóгъ, но во вся́цѣмъ язы́цѣ боя́йся егó и дѣ́лаяй прáвду прiя́тенъ емý éсть­" (Деян.10:34-35).

Св. Отцы в толковании текста, здесь указывают не на всеобщее спасение, а на то, что поступающий по правде «достоин того, чтобы быть принятым» в число спасаемых. Бог нелицеприятен, явился для всего человечества, всей вселенной, а не для отдельного народа. Или, иначе, избранный народ теперь те, - кто принял благовестие, откликнулся и вошел в познание Истины через исполнение правды, будь то язычник, или эллин, или иудей, дверь в Царство спасения открыта для всех, и дверью в Царство является Сам Христос, — «А́зъ éсмь двéрь: мнóю áще ктó вни́детъ, спасéт­ся» (Ин.10:9). Вхождение в Царство сопряжено с великой благочестия тайной (1Тим.3:16) и осуществляется через Таинство (Ин.3:5), что и видно по описываемому в текущей главе книги Деяний (Деян.10). Апостол Петр крестит здесь поступающего по правде Корнилия  (Деян.10:46-48), ибо и язычники не отвержены и призваны ко спасению во Христе:

«но боящийся Его и поступающий по правде Его приятен Ему" (Деян.10:35): Смотри, как он не дает воли (превозноситься своей) мысли. «Во всяком», говорит, «языце», чтобы ты не подумал, что язычники принадлежат к разряду отверженных. «Делаяй правду». (Выражение) «правду» (употреблено) вместо «всякую добродетель». Не сказал «во всяком языце делаяй правду» спасается, но – «приятен есть», то есть, достоин того, чтобы быть принятым» (блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Деяния святых Апостолов 10:35)

Автор брошюры к тезисам своей парадигмы присоединяет цитату из Послания к Римлянам:

"Скóрбь и тѣснотá на вся́ку дýшу человѣ́ка творя́щаго злóе, Иудéа же прéжде и éллина...Нѣ́сть бо на лицá зрѣ́нiя у Бóга." (Рим.2:9,16).
Здесь же, стоит заметить, апостол говорит не о всех людях, и даже не о язычниках идолопоклонниках, а о благочестивых праведниках (эллинах) дохристианского времени (какими являлись Мелхиседек, Иов, ниневитяне и др), людях богобоязненных, которые спасались верою: «прáведникъ же [мóй] от­ вѣ́ры жи́въ бýдетъ» (Авв.2:4), а этих праведников из шеола однажды освобождает Сам Господь (накануне Воскресения, при схождении во ад):

"Крепкаго Божеством прием ад страшливый, нетления Подателя, / души праведных вопиющия изблева: / благословен еси, Господи, Боже отец наших" (Канон Крестовоскресен. Глас 3. Песнь 7.)  (праведники, поступающие по правде, уже новозаветного времени принимали Крещение, например Корнилий, о чем говорилось выше).

Святоотеческое Предание именно так раскрывает содержание апостольских слов:

«О каком иудее здесь говорит апостол, и о каких эллинах беседует? О живших до пришествия Христова. Не дошла еще речь до времен благодати, но апостол пока останавливается на временах более ранних, приготовляя издали и постепенно уничтожая различие между иудеем и эллином, чтобы, когда сделает это в рассуждении благодати, не показалось бы чем-то новым и затруднительным для понимания. Ведь если не было никакого различия в более ранние времена, когда не воссияла еще благодать Христова, когда деяния иудеев для всех были почтенны и блестящи, то что могли бы об этом сказать тогда, когда явилась столь великая благодать? Вследствие этого, конечно, апостол и раскрывает такое учение с большим тщанием. Слушатель, узнав, что оно господствовало в древние времена, тем скорее примет его теперь - по принятии веры. А под эллинами апостол разумеет здесь не идолопоклонников, но людей богобоязненных, повинующихся естественному закону, которые, за исключением соблюдения иудейских обрядов, исполняли все относящееся до благочестия. Таковы были Мелхиседек и бывшие с ним, Иов, ниневитяне, Корнилий.» (свт. Иоанн Златоуст, Беседа 5 Беседы на послание к Римлянам)

«Заметь же мудрость: говорит о бывшем до пришествия Христова, что мир был исполнен пороков и что все подлежали казни, во-первых, иудей, потом эллин. Признав же за несомненное, что язычник будет наказан за зло, из этого положения выводит заключение, что он будет и награжден за добро....Под эллинами разумеет здесь не идолопоклонников, но людей богобоязненных и живших благочестиво, не имея закона, каковы Мелхиседек, Иов, ниневитяне, наконец, Корнилий. Равным образом и под иудеями разумеет иудеев, живших до пришествия Христова» (блж Феофилакт Болгарский)

«Под еллинами разумеет здесь Павел не идолопоклонников, но людей богобоязненных, повинующихся естественному закону, которые, за исключением соблюдения иудейских обрядов, сохраняли все относящееся до благочестия». Дополним: веровали в Бога Творца, Промыслителя и Воздаятеля, надежду свою всю на Него единого возлагали и боялись оскорбить Его нарушением чего-либо, что совесть внушала им, как богоугодное, — и, так быв настроены всегда, богатились делами правды и любви, обязательность которых сознавали» (свт. Феофан Затворник).
продолжение далее, 4-я часть http://blagolub.livejournal.com/17531.html


Комментариев нет: