"Апокатастасис свят. Григория Нисского в оценке Синодальной Богословской комиссии" Артем Рыжов

В ходе полемики по поводу учения о всеобщем спасении довольно часто высказывается мысль, что на 5 Вселенском Соборе был осужден апокатастасис только в интепретации Оригена а апокатастасис свят. Григория Нисского якобы вполне православен, такое мнение высказывает в частности проф. А.И Осипов. К сожалению до сих пор Синодальная Богословская комиссия не ставила перед собой задачу рассмотрения богословской системы ересиарха Осипова и в частности его учения о небесконечности мук.

Но нет худа без добра так уж получилось, что Осипов оказался единомысленным в вопросе вечных мук со священником Георгием Кочетковым а уже его богословская система была рассмотрена двумя богословскими комиссиями о чем имеются документы. На основе документов двух богословских комиссий мы постараемся выяснить как СБК смотрит на апокатастасис свят. Григория.
В заключении богословской комиссии под председательством прот. Сергия Правдолюбова от 2000 года была высказана следующая мысль:

VI. СВЯЩ. ГЕОРГИЙ КОЧЕТКОВ ВМЕСТО ТРАДИЦИОННОГО ПРАВОСЛАВНОГО УЧЕНИЯ ОБ УЧАСТИ ГРЕШНИКОВ В ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ РИСУЕТ СОБСТВЕННУЮ ФАНТАСТИЧЕСКУЮ КАРТИНУ ПОСМЕРТНОГО ВОЗДАЯНИЯ И КОНЕЧНОЙ СУДЬБЫ РАЗУМНЫХ ТВАРЕЙ.
Он делает это либо в духе оригеновской теории всеобщего спасения (апокатастасиса), либо учит о полной аннигиляции душ грешников после их смерти.
Он пишет:
«Итак, можно думать, что человек-грешник живет в аду не в божественной вечности, а уже здесь, на земле, в этой безблагодатной земной жизни, наполненной бессмысленными страданиями. Не исключено, что становясь прахом, он уходит в небытие. Как знать, но скорее всего, и это происходит не сразу. Он, может быть, еще долго блуждает АСТРАЛЬНЫМИ ОСТАНКАМИ СВОЕЙ ДУШИ (выделено комиссией) в падшем, объективированном мире, в том «космосе», который люди часто «видят» сразу после своей клинической смерти. Но это еще не Жизнь вечная, и «свет в конце тоннеля» — еще не вечный Свет. Это больше похоже на вечную муку постепенного и полного саморазложения… Вообще же в церкви есть не одна, а как минимум две теории, противоречия которых в ней не разрешены, а может быть, и не разрешимы. Обе они говорят об учас­ти грешников и обе отрицают «божественную» вечность мук. Согласно одной, только что изложенной, грешни­ки живут без Бога на земле, и это для них есть ад и веч­ная мука. Поэтому когда они умирают, то просто ухо­дят в землю, из которой была взята их плоть, — и все. Все они и есть реальные атеисты, живущие без Бога и вне Жизни вечной. Они, умирая, только РАЗЛАГАЮТСЯ ТЕЛОМ И ДУШОЮ, НА ЧЕМ И КОНЧАЕТСЯ ИХ МУКА (выделено комиссией). Остаются лишь земные последствия их временной жизни, как добрые, так и худые. Согласно другой точке зрения, которой придерживал­ся и св. Григорий Нисский, ВСЕ, ДАЖЕ БЕСЫ, ДЕМОНЫ, СПА­СУТСЯ (выделено комиссией), ибо в каждом есть что восстановить Богу. Эта теория называется теорией апокатастасиса. Бог в конеч­ном счете всех очистит и простит. Поэтому тоже ВЕЧНЫЕ МУКИ ПРЕЙДУТ (выделено комиссией). Первая теория разрешает проблему со знаком минус, а вторая — со знаком плюс. Какой из них христианину лучше придерживаться — подскажет ему его жизнен­ный опыт и сердце, но в любом случае он не согрешит». (КК, 595–596)

Свящ. Георгий Кочетков так же как и Осипов ссылался на свят. Григория Нисского, что впрочем ни в коей мере не впечатлило членов богословской комиссии, которые считают, что учение свящ. Георгия изложено «в духе оригеновской теории всеобщего спасения (апокатастасиса)».

Позднее уже Синодальная Богословская комиссия приступила к рассмотрению богословской системы свящ. Георгия Кочеткова беря за основу изыскания комиссии под председательством прот. Сергия Правдолюбова.


«ОТЧЕТ О РАССМОТРЕНИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОМИССИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ БОГОСЛОВСКИХ ИЗЫСКАНИЙ
СВЯЩЕННИКА ГЕОРГИЯ КОЧЕТКОВА
Комиссия по изучению богословских изысканий священника Георгия Кочеткова, заключение которой было рассмотрено Президиумом Синодальной Богословской комиссии, была образована распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (№ 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями священника Георгия Кочеткова, по их мнению, входящими в противоречие с догматическим православным вероучением, Святоотеческим наследием и вековыми традициями Русской Православной Церкви. Заключение данной комиссии (далее «Московская комиссия») было представлено Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II 15 ноября 2000 г. 28 декабря 2000 г. данное заключение было передано Святейшим Патриархом в Синодальную Богословскую Комиссию с резолюцией «ПРОШУ РАССМОТРЕТЬ».»

«Президиум заслушал выступление и комментарии по тексту заключения Московской комиссии ее председателя, протоиерея Сергия Правдолюбова, а также членов Московской комиссии. Члены Президиума отметили ряд неточностей, содержащихся в заключении, а также недостаточную доказательность ряда обвинений. Тем не менее, учитывая большой объем предпринятых Московской комиссией трудов, Президиум счел целесообразным принять ее результаты за основу последующей работы.»

И вот, на что указывает в своем отчете СБК:

«Священник Георгий Кочетков неоднократно пренебрегает утвердившимся в православном богословии различением общепринятого святоотеческого учения — принятого Соборами и «согласием Отцов», и таких частных мнений святых отцов, которые в силу своей терминологической неточности были исторически превзойдены в ходе формулирования православных догматов, либо не вполне созвучны суждениям церковно общепризнанным и которые распространения в Церкви никогда не имели. В силу универсального характера истин, хранимых и возвещаемых Церковью миру, использование в катехизической литературе и практике частных богословских (даже и святоотеческих) мнений, без указания на их специфический характер, недопустимо. При этом следует заметить, что большинство из мнений Святых Отцов Церкви, на которые ссылается священник Георгий Кочетков, как раз и имеют характер частных, «периферийных» — по отношению к принятым Церковью вероучительным формулировкам.»

«По результатам рассмотрения ответов священника Георгия Кочеткова и по сопоставлению данных им разъяснений по конкретным цитатам из его произведений, содержащихся в направленном ему перечне, с выводами Московской комиссии, президиум СБК пришел к следующим выводам относительно его трудов:


  • Допускается в качестве православной осужденная на Вселенских соборах теория о всеобщем спасения; идея вечных мук объявляется устаревшей.

Синодальная Богословская комиссия в своих выводах указывает, что «теория о всеобщем спасении» осуждена на Вселенских Соборах, при этом СБК несмотря на ссылки свящ. Георгия Кочеткова не делает никаких оговорок по поводу того, что существует некий православный апокатастасис, основанный на мнении свят. Григория Нисского а указывает, что свящ. Георгий пренебрегает принципом «согласия отцов» и выбирает те мнения Святых Отцов, которые «не вполне созвучны суждениям церковно общепризнанным и которые распространения в Церкви никогда не имели».

Комментариев нет: