"Вопросы проф. А.И. Осипову" прот. Петр Андриевский

Русский Вестник, № 40-41, 1999

В статье "Современные ересиархи: проф. А.И. Осипов" я не случайно назвал Осипова ересиархом. Осипов является отцом совершенно новой ереси – ереси о восприятии Христом удобопреклонной ко греху человеческой природы и о восстановлении в самом себе этой, по выражению Осипо­ва, глубоко ненормальной природы путем страданий. В своей лекции "По­чему Христос не родился римским им­ператором?" Осипов говорит об этом так: "...через крест, через страдания восстановив в Самом Себе эту природу человеческую, Христос стал родо­начальником нового человечества". А в книге "Путь разума в поисках истины" (М., Даниловский благовестник, 1997) Осипов свою злую ересь уже пытается подтвердить авторите­том св. Афанасия Великого: "Хри­стос, "в Себе Самом исправив" (по выражению св. Афанасия Великого) поврежденную в результате грехопа­дения прародителей человеческую природу, стал Вторым Адамом" (с. 226).

Конечно же Осипов не дает ссылки, откуда он выхватил слова "в Себе Са­мом исправив", приписываемые им св. Афанасию. Но если даже эти слова и принадлежат св. Афанасию, то этими словами никак нельзя подтвердить чуждую Православию ересь, что Христос воспринял глубоко ненормальную человеческую природу и путем страданий исправил ее в Самом Себе. Не потому именуется Христос Спаси­телем, что Он Своими страданиями исправил Свою, якобы глубоко ненормальную природу, а потому, что искупил нас Своею смертию на Голгофском Кресте от греха, проклятия и смерти. Именно об этом и учит нас св. Афанасий Великий, которого Оси­пов бесстыдно пытается сделать соучастником своего безумия.

Св. Афанасий Великий: "Поелику же, наконец, надлежало заплатить долг, лежащий на всех; ибо, по сказанному выше, должны были все уме­реть, что и было главною причиною Его пришествия; то после того, как доказал Божество Свое делами, приносит, наконец, и жертву за всех, вместо всех предавая на смерть храм Свой, чтобы всех соделать свободными от ответственности за древнее пре­ступление... Нужна была смерть, и надлежало совершиться смерти за всех, во исполнение долга, лежащего на всех. Посему-то, как сказано выше, поелику не возможно было уме­реть Слову, потому что Оно бессмертно, – прияло Оно на Себя тело, которое могло умереть, чтобы, как Свое собственное, принести его за всех, и как за всех пострадавшему, по причине пребывания. Своего в теле, упразднить имущаго державу смерти, сиречь, диавопа, и избавить сих, елицы страхом смерти повинни беша работе (Евр. 2, 14.15)" (Творения. Т. 1. М., 1994. С. 216, 217).

Как видим, учение св. Афанасия об искуплении не имеет ничего общего с осиповской басней об исправлении Христом в Самом Себе человеческой природы. Нужна была смерть, – го­ворит св. Афанасий. И нужна она не для исправления человеческой приро­ды Христа, а во исполнение долга лежащего на всех. Мы все были повинны смерти, все были должниками смерти за грех праотца Адама, перешедшего на всех нас. И поскольку никто из лю­дей не могдать Богу измены за ся и цену избавления души своей (Пс. 48, 8), то единый безгрешный Христос, как говорит об этом св. Григорий Па-лама, "подверг Себя смерти, которой не был должен, но которой Он подвергся ради нас, дабы нас, подверг­нувшихся смерти в силу долга освобо­дить от рабства диаволу и смерти" (Творения. Т. 1, Монреаль, 1965. С. 169).

Святые Отцы учат нас также, что не только от греха и смерти искуплены мы крестной жертвой Христа, но и от проклятия. Св. Симеон Новый Бого­слов: "Так как Адам подпал клятве, а чрез него и все люди, от него проис­ходящие, приговор же об этом никак не мог быть уничтожен, то Христос бысть по нас клятва, чрез то, что повешен был на древе крестном, чтобы принести Себя в жертву Отцу своему, как сказано, и уничтожить приговор Божий преизбыточествующим досто­инством жертвы" (слова преп. Симе­она Нового Богослова. Вып. 1. М., 1892. С. 25). Именно от греха, прокля­тия и смерти искупил нас Христос на Голгофе. Умер Христос на Голгофе за наши грехи, а не исправляя Свою глу­боко ненормальную природу, как это мнится Осипову. Ибо Христу просто незачем исправлять Свою человечес­кую природу. Эта природа свята и не­порочна была всегда. Потому Христос и умер за наши грехи, что у него святая и непорочная человеческая природа. Если бы у Христа была наша, глубоко ненормальная природа, то Христос был бы должником смерти и не мог бы Своей смертию искупить наших грехов, а умер бы за грех Ада­мов, вина за который переходит на всех потомков Адамовых как раз вместе с этой глубоко ненормальной природой (Еф. 2, 3).

Угодник Божий, св. Иоанн Кронш­тадтский, говоря о преславном воче­ловечении Христа, о том, что Христос пришел в мир, чтобы в совершенстве исполнить закон Божий, исполнить всю правду Божию, дерзко нарушенную всякими неправдами человеческими, говорит далее: "но этого мало". "Че­ловечество, – продолжает он, – было предано праведному проклятию за грехи и для его спасения и примирения с Богом, для избавления от прокля­тия, – надобно было Сыну Божию Са­мому на Себя принять проклятие и для того пострадать на кресте, во испол­нение слова Божия: проклят всяк, висяй на древе (Втор. 21, 23). Исполнено и это. Вися на кресте и страдая за грехи мира, Он принял на Себя наше проклятие, как неповинный ему, и ис­ходатайствовал нам благословение: ибо проклятие праведное было унич­тожено крестом, и чрез тот же крест исходатайствовано благословение ве­рующим и творящим правду. Нако­нец, Избавитель наш должен был вку­сить смерть, будучи неповинен ей, крестом, сойти в ад и победить ад и смерть, и всех уверовавших в Него избавить от них и совоскресить с Со­бою, как Бог, и всем людям открыть, чрез веру, вход в древний рай" (Смысл тайны креста, Даниловский листок, № 35, IX, 1990).

О св. Иоанне Кронштадтском не скажешь, что он схоластик и католик, как  говорят  еретики,   искажающие догмат искупления, о митр. Макарии (Булгакове), хотя оба они исповедуют одно и то же (святоотеческое) учение об искуплении нас от греха, проклятия и смерти крестной смертию Христа. Никто из православных христиан не поверит в то, что такой великий угодник Божий – схоластик и католик. Откуда у тех же православных христиан боль­шое доверие к пустейшей басне проф. Осипова об искуплении нас че­рез исправление Христом в Самом Себе Своей же якобы глубоко ненор­мальной человеческой природы? Ведь эта басня не только не имеет никаких оснований в Священном Писании и свя­тоотеческом Предании, но и лишена всякого смысла.

Каким образом Христос через стра­дания исправил в Самом Себе эту Свою глубоко ненормальную челове­ческую природу? Как это произошло? Возможно ли вообще исправление че­ловеческой природы через страдания? Вопросы эти Осипов даже не ставит. Всю свою лекцию "Почему Христос не родился римским императором?" он посвящает описанию бедственного состояния человечества из-за этой глу­бокой ненормальности человеческой природы. В конце же лекции вдруг утверждает, что Христос, дескать, воспринял эту глубоко ненормальную природу и исцелил ее в Самом Себе через страдания. Но каким образом удобопреклонная ко злу человеческая природа исправляется через страда­ния? Возможно ли вообще исправле­ние через страдания этой удобопреклонности ко злу? Эти вопросы, как я уже заметил, Осипов даже не ста­вит. Конечно, можно высказать по ним некоторые соображения. Но хотелось бы прежде услышать ответы от само­го проф. Осипова.

Комментариев нет: