"«Откровенные рассказы...» и старец Порфирий" свящ. Сергий Чечанцев

Священник  Сергий  Чечаничев, Русская народная линия
15.10.2015

Куда ведет ученость без опытного знания? Богословские взгляды проф. А.И.Осипова …

В октябре 2009 года на сайте bogoslov.ru была опубликована статья проф. МДА А.И. Осипова «Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова)»[1] в которой автор подверг критическому анализу известное духовное произведение «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу»[2] и некоторые суждения известного греческого старца Порфирия Кавсокаливита (+1991)[3]. Эту статью можно назвать «программной», поскольку обсуждаемые в ней вопросы, остаются актуальными на все времена.
1.         Мнение проф. А.И. Осипова
 Основную мысль, высказанную проф. А.И. Осиповым, касательно «Откровенных рассказов...» можно сформулировать так, что это произведение является весьма вредным духовным чтением, т.к. повествует о впавшем в прелесть молодом человеке (Страннике), который неправильно упражняется в делании Иисусовой молитвы.
В заключение проф. А.И. Осипов пишет: «Опыт «Откровенных рассказов странника» всегда привлекал к себе мечтателей о духовном совершенстве, не изучивших основ святоотеческой духовной жизни. Причина такого увлечения вполне понятна - «Рассказы» предлагают быстрое средство без познания своей духовной поврежденности, своих страстей и своего бессилия искоренить их собственными силами достичьнепрестанной молитвы и благодатных состояний. А это, естественно, в высшей степени льстит ветхому человеку»[4].
Кроме «Откровенных рассказов...», в этой статье были также подвергнуты критическому разбору высказывания и наставления греческого старца Порфирия Кавсокаливита.
 Проф. А.И. Осипов заключает свое мнение следующими словами: «Отсюда можно понять, из какого источника получил о. Порфирий свои потрясающие «откровения» не бороться, не воевать, не делать никаких усилий против искушений, страстей, немощей, тьмы, зла, но идти легким путем любви. Этот источник - мечтательность, и этот «путь» на Западе известен давно... Этот ложный путь глубоко усвоен католическими аскетами всех рангов святости, а затем и протестантами. Все они, «забыв» об очищении сердца от страстей, сразу призывают христианина возноситься «любовью» к Христу. И этой своей беструдностью и сладостью мечтательной любви уловляет многих «малых сих»[5].
2.   Что не увидел проф. А.И. Осипов в «Откровенных рассказах...»?

Противоположное мнение касательно этого произведения высказал архимандрит Рафаил (Карелин). Он пишет: «В этой книге отражен непосредственный и неподдельный опыт того, кто стяжал благодать Ду­ха Святого своими трудами и кровью. Кажется, что слова книги проникнуты и напоены светом и теплом благодати. Эта книга с первых же страниц захватывает душу читателя. Кажется, что сам странник беседует с нами лицом к лицу. Когда открываешь ее, то кажется, что ты слышишь тихий голос этого безвестного странника, который зашел в твой дом, и ощущаешь его дыхание, соединенное с именем Иисуса Христа. Когда читаешь эту книгу, то кажется, что вместе с рассказом странника в ее подтексте звучит непрестанная Иисусова молитва»[6].
Кто же прав?
В своей статье проф. А.И. Осипов утверждает, что Странник является новоначальным христианином, что он «молодой человек, ему всего какие-то двадцать лет. И он еще ничего не понимает в духовной жизни»[7].
Однако в конце третьего рассказа, где Странник описывает свою жизнь, он признается, что ему тридцать три года. Между первым и третьим рассказом промежуток по времени составляет около 3-4 лет. Таким образом, на момент нашей первой встречи со Странником, можно предположить, что ему вовсе не двадцать лет, а примерно тридцать - десять из которых он уже провел в странствиях по Святым местам.
Восстановим хронологию событий. Странник слышит слова апостольского чтения в 24 неделю по Пятидесятнице - эта неделя в современном летоисчислении приходится примерно на ноябрь месяц - ближе к Рождественскому посту или в его начале (в зависимости от Пасхалии). Далее Странник около года ищет, кто бы мог его научить «что значит сказанное у Апостола: непрестанно молитеся, и каким образом можно непрестанно молиться?»[8].
Более чем через год, ближе к весне он находит опытного старца, который открывает ему, каким образом можно стяжать непрестанную молитву. Все лето Странник, нанявшись сторожить огород и проживая в шалаше, упражняется в Иисусовой молитве. В конце лета старец умирает и Странник, купив себе на заработанные деньги книгу «Добротолюбие», вновь идет своей дорогой.
Далее мы встречаемся с ним опять летом через год, а возможно через два, когда его ограбили беглые солдаты. Об этом периоде он просто говорит, что долго странствовал по разным местам. Потом странствия продолжаются и, видимо уже на следующее лето он поселяется в глухой деревне, в землянке, где живет примерно пять месяцев, проводя время в молитве и чтении Добротолюбия. Уже осенью он следует в Сибирь - в Иркутск, поклониться мощам Свт. Иннокентия Иркутского. В пути Странник проводит примерно год, т.к. летом ему пришлось наняться в одном месте сторожем для сбора подаяния в часовне.
В Иркутске Странник рассказывает духовному отцу о своей жизни. О том, что, когда ему было три года, они со старшим братом, которому было десять лет, остались сиротами и стали жить с дедушкой.
Когда Страннику было семь лет, брат столкнул его с печи. Мальчик упал и повредил левую руку, так, что на всю жизнь остался не способным к физическому труду. Он рассказывает о том, что дедушка выучил его читать по Библии и когда сам стал худо видеть, часто заставлял внука читать Библию вслух. Потом мальчик выучился писать у земского писаря. Дед был очень рад этому и наставлял внука: «вот теперь тебе Бог открыл грамоту, будешь человеком, а потому благодари за сие Господа, и чаще молись»[9].
Странник вспоминает, что они с дедушкой и с бабушкой ходили ко всем службам в церковь и дома очень много молились, а дома дед «часто читывал Библию» [10]. Так было до того, как ему исполнилось семнадцать лет. Бабушка умерла и дед решил женить внука. Нашли добрую девку, лет двадцати - и женили. Дед умер. Через год старший брат, который стал пьяницей, поджег дом, где жили молодые и они смогли из имущества спасти только старую Библию. Жить они стали в маленькой хижине. Но через два года супруга его скончалась от горячки. После этого Странник «немедленно взял свою любезную Библию, да и пошел куда глаза глядят»[11].

Удивительно, что человека прошедшего такой путь - с детства постоянно читающего и знающего Библию, имеющего многолетний опыт молитвы, как личный, так и церковный (соборный); мученика и страдальца, имеющего неизлечимую физическую немощь и безропотно переносящего скорби; странника, который во славу Божию стремиться пройти по святым местам Русской земли и обрести непрестанную молитву для прославления Имени Божьего - проф. А.И. Осипов называет - «новоначальным» и «ничего не понимающим в духовной жизни», да еще упрекает за «быстрое средство» (33 года!!!) к стяжанию непрестанной молитвы.
Проф. А.И.Осипов утверждает, что Странник не делает целью молитвы - покаяние. Но в Пятом рассказе Странник рассказывает, как молитва привела его на путь истинного покаяния. Он говорит : «я ужаснулся, да и подумал сам в себе: "Боже мой, какие страшные кроются во мне грехи, и до сих пор я их не замечал!" Итак, желание очистить их заставило меня просить наставления у сего великого отца духовного, каким бы образом, познавши причины всех зол, найти способ к исправлению»[12]. Да и само повествование «Откровенных рассказов...» начинается со слов, которые открывают нам внутреннее покаянное чувство Странника: «Я по милости Божией человек-христианин, по делам великий грешник, по званию бесприютный странник, самого низкого сословия, скитающийся с места на место»[13].
Проф. А.И. Осипов упрекает Странника за стремление к сердечной теплоте. Но вот, что писал об этом Свт. Игнатий (Брянчанинов), мнением которого проф. Осипов часто подкрепляет свои выводы: «Непрелестная молитва состоит в теплоте с молитвой Иисусовою, которая и влагает огнь в землю сердца нашего, в теплоте, попаляющей страсти, как терние, производящей в душе веселие и тихость» [14].
Такое же мнение высказывал Свт. Феофан Затворник: «Что такое эта молитва? Непрестанное oбpaщeниe ума к Господу в сердце, или непрестанное предстояниe Господу умом в сердце, с воззваниями к Нему или без воззваний, с одними чувствами преданности и сокрушенным припадением к Нему в сердце. В этом действии или, скорее, настроении главное средство к поддержанию внутренней теплоты и всего внутреннего порядка, к прогнанию худых и пустых мыслей, к утверждению мыслей и начинаний добрых»[15].
Проф. А.И. Осипов пишет о том, что странник «не придает значения» исполнению заповедей. Но какие заповеди не исполняет Странник, автор статьи не указывает. А для Странника жить по Заповедям Божиим, которые он впитал с младенчества, так же естественно, как дышать воздухом, поэтому он и не придает этому значение и не обращает особого внимания на это как бы вполне обыденное делание.        
Проф. А. И. Осипов упрекает Странника - в «искании сладости», которая преподается Богом, как благодать в утешение страждущим и скорбящим.
Об этом Божественном даре говорил Старец Силуан Афонский: «Когда Дух Святой исполнит всего человека сладостью любви Своей, тогда мир забыт совершенно, и душа вся в неизреченной радости созерцает Бога...».[16]
О том же говорил старец Паисий Святогорец: «Когда возгорится духовная любовь, то возгорится огнем вся грудь. Вся грудная клетка превращается в пламя. Горит человек сильным сладостным огнем любви Божией, парит, любит истинной материнской любовью». [17]
Сделав для убедительности арифметические расчеты, проф. Осипов пытается уличить Странника во лжи и утверждает: что на произнесение 12 000 Иисусовых молитв, которые Странник в течение дня «совершил его легко и с удовольствием»[18], требуется 37, 5 часов.
Архимандрит Рафаил (Карелин) предлагает другие расчеты: «Среднее число биений сердца у мужчин 72 удара в минуту. Время одной Иисусовой молитвы равно 5-ти ударам сердца. 72 делим на 5, получается 14-15 молитв за минуту. 14 умножим на 60 и получим 840 молитв за 1 час. Итак, 12000 делим на 840, получается 14 часов 30 минут. Значит, странник мог выполнить свое правило за 14-15 часов. Это вполне соответствует рассказу странника, который писал, что начинал правило утром и продолжал до начинающихся сумерек. У него оставалось еще время на сон и еду 9-10 часов»[19].
Таким образом, доводы, высказанные в своей статье проф. А.И. Осиповым, касательно «Откровенных рассказов...», можно признать не состоятельными.
Странник - не новоначльный христианин. Он имеет опыт духовной жизни и опыт покаяния. Он обучается Иисусовой молитве не самочинно, но под руководством опытного духовного наставника. Он исполняет заповеди Божии, ведет аскетический образ жизни, безропотно несет бремя мученичества (физической немощи), терпит несправедливые поношения и побои, не осуждая и не обвиняя никого, и благодарит Бога за все, что ему от Него ниспосылается. Из этого следует, что Странник имеет в себе все главные составляющие духовной жизни: пост, молитву, незлобие и страх Божий, который является самым первым средством низлагающим человеческие страсти.
Можно заключить, что по обсуждаемому вопросу проф. А.И. Осипов показал себя не способным к объективному исследованию обсуждаемого произведения, ибо ничего из сказанного в его статье в адрес Странника не соответствует действительности.
Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет: «Господин Осипов, прочитав «Рассказы странника», огорчился и решил, что эта книга - вред­ная, а сам он может быть более правильным и опытным наставником в Иисусовой молитве. И тем самым вместе со своим судом над книгой он подверг сомнению отзывы святителя Феофана и преподобного Амвросия о правильном духовном пути странника, т.е. усомнился в их компетентности в вопросах внутренней духовной жизни, и таким образом, выразив свой плоский рационалистический взгляд на исихазм»[20].

3.   Старец Порфирий Кавсокаливит

Старец Порфирий родился в 1906 году в бедной семье на греческом острове Эвбея. С детства трудился - пас овец в горах, работал в торговой лавке, в продовольственном магазине. В 12 лет тайно уехал на Святую Гору Афон, желая подражать своему любимому святому Иоанну Коливиту, житие которого он прочитал еще в детстве. В 14 лет принял монашество, а в 16 лет - великую схиму. В 1926 году в возрасте 20 лет был рукоположен во иерея, через два года стал духовником, а вскоре был возведен в сан архимандрита. В течении 12 лет пребывал в монастыре Св. Харлампия, служа как духовник и исповедник, затем три года в заброшенном монастыре Свт. Николая. В 1940 году старец Порфирий приехал в Афины, где служил при Храме Афинской поликлиники. В 1955 г. переселился в небольшой скит Свт. Николая у монастыря Пендели, где наряду с духовным деланием занимался сельским хозяйством. Летом 1979 года старец переехал в местечко Мелеси, где хотел построить монастырь. Жил в автомобильном прицепе, затем в маленькой келье из цементных блоков и только в 1984 г. переехал в здание возводимого монастыря. Старцу тогда было уже почти 80 лет. Он был больной и слепой. В последний год своей жизни старец начал готовиться к уходу в иной мир. Он хотел вернуться на Святую гору - «в свою любимую Кавсокаливию, где бы тайно и незаметно, так же как и жил, предать свою душу ее Жениху»[21]. Старец отошел ко Господу 2-го декабря 1991 года, в возрасте 85 лет - пребыв 71 год в монашестве и 65 лет в священническом служении.
Митрополит Кидонийский и Апокоринийский Ириней пишет: «Приснопамятный Старец - это богоносный отец наших дней, подлинный клирик и учитель, аскет пламенно и духовно возлюбивший Христа и истинно послуживший человеку. Его учение глубоко пропитано духом и богословие Православной церкви. В нем господствует Лик и Образ Христа и Спасителя всех нас».[22]
Итак, старец Порфирий был вовсе не праздным монахом. Всю жизнь он провел в трудах, в болезнях, в скорбях - 71 год монашества и 65 лет священства.
В жизнеописании сообщается, что старец «страдал от многих болезней»[23]. Он говорил: «Благодарю Бога, давшего мне много болезней... То, что я живу, - это чудо»[24].
Проф. А.И. Осипов не приводит ни одного факта, где поучения старца Порфирия о «верном пути любви» повредили какому-либо человеку или кого-то ввели в заблуждение. Он только делает заключение: «Одной из главных причин столь ярко выраженного антиаскетического учения о духовной жизни, к которому о. Порфирий так настойчиво призывает своих чад, является незнание им святоотеческого духовного опыта жизни»[25].

4.   О чем еще говорил старец Порфирий?

Действительно у старца Порфирия можно найти слова о ненужности усилий и о стремлении к стяжанию любви:
«Часто ни труд, ни поклоны, ни крестное знамение не привлекают благодать. Есть тайны. Самая главная из них - не делать это самоцелью, а идти к самой сути. Все, что делается, пусть делается по любви»[26].
«Нет необходимости как-то по-особому сосредотачиваться, чтобы творить молитву. Не нужно никаких усилий, когда обладаешь Божественной любовью. Где бы вы не находились: на скамейке, на стуле, в автомобиле, - везде - в пути, в школе, в офисе, на работе - можете творить молитву Господи Иисусе Христе помилуй мя, спокойно, мягко, не надавливая, без напряжения. Не привязывайтесь к месту. Все заключено в любви ко Христу»[27].
            «Я нахожу, что самый краткий верный путь - это путь любви. Им следуйте и вы. То есть вы можете предпринимать иные усилия: поучаться и молиться с целью преуспеть в любви Бога и Церкви. Не боритесь за то, чтобы изгнать тьму из клети своей души. Откройте маленькое отверстие, чтобы проник свет и тьма исчезнет. То же в отношении страстей и немощей. Не воюйте с ними, но преображайте в силу, презирая зло»[28].

На первый взгляд, приведенные выше цитаты, подтверждают мнение проф. А.И. Осипова. Но ведь все они сказаны применительно к конкретным условиям, а не вообще. И если условия изменяются, то и слова ни стоит принимать в расчет. Старец говорит о том, что не нужно делать усилий «когда обладаешь Божественной любовью», о ненужности бесполезных усилий и предлагает «предпринимать иные усилия».

Кроме того, буквально на соседних страницах у старца Порфирия есть и другие слова, о которых Алексей Ильич не упоминает в своей статье.

Что же это за «путь любви» и «ненужность усилий» в суждениях старца Порфирия? Вот, что он говорит:
«Необходим подвиг. Нам предстоит сразиться против мироправителей тьмы века сего (Еф.6,12). Мы должны сразиться со львом рыкающим (1 Петр.5,8). Нельзя допустить, чтобы в борьбе победил вселукавый. Для этого необходимы слезы покаяние, молитва, милостыня, прошение, сопровождаемое доверием ко Христу, а не маловерием»[29].
«...когда у нас серьезная проблема или мы стоим перед дилеммой, тогда пусть нашему решению предшествует усиленная молитва и пост. Я так поступал много раз»[30].
«Молитесь о Церкви, о мире, о всех. Все христианство - в молитве»[31].
«Больше молитесь о других, чем о себе самих. Будете говорить: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, - и в сердце своем всегда будете иметь и других людей... Молитва о других, совершаемая спокойно и с глубокой любовью, бескорыстна и приносит великую пользу... В моей жизни на первом месте стоит молитва»[32].

Здесь следует заметить, что молитва о ближних, совершаемая с глубокой любовью, требует серьезного духовного напряжения и всегда дорого обходится самому молитвеннику, а пронизанное любовью, предстояние за людей перед Богом, являет собой мученичество и нашу готовность принять страдание за других. Молиться о всех - значит плакать о всех. Как говорил прп. Силуан Афонский: «Молиться за людей - это кровь проливать».

Старец Порфирий говорит о методах противостояния злу:
«Вы не станете святыми, охотясь за злом. Оставьте зло. Взирайте на Христа, и Он спасет вас... Когда облечетесь во Христа, тогда для добродетели не нужно будет предпринимать никаких усилий. Он подаст вам ее»[33].
Эти высказывания старца созвучны словам Св. Писания: «Уклонись от зла и сотвори благо; возжелай мира и устремись к нему...» (Псал.33:15). «Уклонись от зла и сотвори благо, и жить будешь вовеки...»(Псал.36:27). «Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему...» (1 Петр.3:11).

Старец передает наиболее оптимальный опыт духовного противостояния силам зла: «...говорю вам: вместо того, чтобы обращать внимание на диавола и его лукавства, занимать себя разбирательством страстей, обратитесь к любви Христовой»[34].
Этот опыт он перенимал от афонских монахов-подвижников.
«Сатана изобретает механизм прелести. Мы и не замечаем того, как лукавый расстилает сети. Пламенным желанием ко Христу сила души ускользает из его сетей и идет ко Христу... борение с врагом есть усилие со сдавливанием себя. В любви Христовой нет давления... Не нужно противостоять при помощи тех же орудий, прилагая огромные усилия. Проигнорируйте! Это равнодушие к врагу является великим искусством... У диавола хитрые уловки... Поэтому мы должны вырабатывать благочестивые уловки для защиты, без лукавства, чтобы уничтожить силу его сетей»[35].

Проф. Осипов утверждает, что старец Порфирий не знает «святоотеческого духовного опыта жизни». В подтверждение своего заключения он пишет: «В незнании святых Отцов признается и сам о. Порфирий: «Мне нравились и нравятся книги, написанные Святыми Отцами: Златоустом, Василием, Григорием Богословом, Григорием Нисским, Григорием Паламой и другими. Но, искренне говорю вам, я не читал их...». Интересно, как может нравиться то, чего не читал? - В мечтах всё возможно»[36] - иронизирует автор статьи. При этом заключительные слова старца Порфирия: «Но я их знаю, всех святых, благословенных...»[37], - он опускает.
Профессор А.И. Осипов пишет, что «призывая к легкому пути, о. Порфирий «забывает о главнейшем в духовной жизни - покаянии, о котором все святые Отцы учат как о необходимейшем условии спасения, и без которого невозможна духовная жизнь ни одного человека»[38].
Но в книге старца Порфирия таинству покаяния посвящена целая глава. Вот лишь некоторые его суждения: «Нет ничего выше того, что называется покаянием и исповедью. Это таинство является приношением любви Божией человеку. Этим совершенным способом человек освобождается от зла»[39].
«Душа, чтобы покаяться, должна проснуться. Там при этом пробуждении, происходит таинство покаяния. И в этом - произволение человека»[40].
«Покаяние - очень тонкая вещь. Истинное покаяние принесет освящение. Покаяние нас освящает»[41].

Вернемся к проблеме «ненужности усилий». Вот, что еще говорит старец Порфирий:
«Ни один подвижник не стал святым без подвигов. Никто не смог взойти к духовности без аскетических упражнений. Подвижничество должно быть. Духовное упражнение - это поклоны, бдения и другое, но не с насилием. Пусть все будет с радостью... Среди подвижничества, поклонов, бдений и других злостраданий есть место и посту.Сытое чрево не рождает тонкого ума. Я узнал это от святых отцов»[42].
«...очень хочу, чтобы вы предавались поучению Ветхого и Нового Завета, чтению Псалтири и канонов... читайте и отцов Церкви. Но прежде всего Священное Писание... Это источник, основание»[43].
«Не жалейте тело, утомляйте его. Вы не можете постигнуть, что такое огонь любви. Нужно приносить жертвы, совершать подвиг. Подвиг духовный и телесный. Без подвига не бывает ничего. Следуйте духовному распорядку, например правилу, службам и тому подобному, не пренебрегайте ими. Не откладывайте на завтра. Пусть не будет этому мешать даже болезнь. Исключение - предсмертное состояние. Я в юности делал три тысячи поклонов в день и не уставал, был закаленным. Мучил себя, презирал усталость. На Святой Горе возвращался с гор изнуренным, откуда таскал дрова, а старцы посылали меня копать огород. Я мучил и презирал тело, но был очень крепким»[44].

            Итак - либо «беструдность» и «сладость мечтательной любви» - либо необходимость подвига и аскетических упражнений; либо «ненужность усилий» - либо три тысячи поклонов каждый день; либо «легкий путь» и «незнание святоотеческого духовного опыта» - либо молитва, пост и призыв: «Будем ревнителями. Ревнитель - это тот, кто от всей души любит Христа и во имя Его служит человеку»[45].

5. Выводы

Любовь и сердечное сокрушение имеют прочную взаимосвязь.
Отсутствие сердечного сокрушения, непременно приводит к недостатку любви, к «окаменению» сердца и потере духовного ведения, а соответственно и к утрате восприятия духовного опыта. Сострадание невозможно без сокрушения сердца, ибо сострадать значит сокрушаться вместе с тем, кто нуждается в утешении, кто нуждается в оправдании.
Можно принять статью проф. А.И. Осипова, как частное богословское мнение. Но согласиться с ней по совести совершенно не возможно, ибо не видится в его мнении ни любви, ни сердечного сокрушения, ни сострадания, ни доброты и теплоты.
Алексей Ильич попытался противопоставить предлагаемому старцем Порфирием «пути любви», утверждение о том, что «истинная любовь к Богу и ближнему приобретается только через борьбу со страстями»[46]. Но такое противопоставление надумано, поскольку в словах старца Порфирия речь идет только о методах борьбы и о способах противостояния страстям.
В житии аввы Пимена есть пример, когда он, как-то спросил своего наставника авву Иосифа: «...что мне делать, когда приступают ко мне страсти, - противиться им или допускать их входить? - Старец отвечал: допусти их войти, и потом борись с ними». Другому же брату - некоему Фивянину Старец посоветовал обратное: «... никак не дозволяй входить страстям, но отсекай их тотчас же при первом появлении». И когда авва Пимен, узнав про это, в недоумении вновь обратился к Старцу, тот ответил: «...когда будут входить в тебя страсти, и ты допустишь их, и потом будешь с ними бороться, то они сделают тебя искуснейшим. Это сказал я тебе, зная тебя. Но есть люди, для которых полезно, чтобы и не приступали к ним страсти, - таким нужно тотчас отсекать их»[47].
Проф. Осипов утверждает, что старец Порфирий не знает святоотеческого духовного опыта, но советы старца о противостоянии страстям, в полной мере соответствует святоотеческому учению. В подтверждение можно привести слова прп. Исаака Сирина: «Страсти отвращать лучше памятованием добродетелей, нежели сопротивлением, потому что страсти, когда выступают из области своей и воздвигаются на брань, отпечатлевают в уме свои образы и подобия. Брань сия приобретает великую власть над умом, сильно возмущая и приводя в смятение помышления. А если поступить по первому, сказанному нами правилу, то не оказывается в уме и следа страстей по отгнании их»[48].
Старец Порфирий предлагает первый - «лучший» путь, а проф. Осипов - путь сопротивления - путь «борьбы».
Какая польза в такой «борьбе» со страстями, если мы не имеем сострадания и милосердия, сокрушенного сердца и братской любви? Вспомним, к каким последствиям привела такая «борьба» о. Ферапонта из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Это ведь яркий пример, когда человек ни любви не стяжал, ни страсти не поборол.
Надо ли в духовной жизни идти напролом или следует обходить опасные ловушки?
Прп. Исаак Сирин пишет: «Чувства целомудренные и собранные воедино порождают в душе мир и не попускают ей входить в испытания вещей. А когда душа не приемлет в себя ощущения вещей, тогда победа совершается без борьбы. Если же человек вознерадит и дозволит, чтобы имели к нему доступ приражения, то принужден тогда бывает выдерживать брань»[49].
Прп. Исайя Отшельник говорил: «Если ум укрепится и решится последовать любви, то победит все страсти, плотские и душевные... Кто с любовью подъемлет труды, тот легко укрощает страсти»[50].
Таким образом, «путь любви», предлагаемый старцем Порфирием - есть путь аскетического делания, вполне соответствующий учению о борьбе со страстями св. Отцов Церкви, которые призывали «отвращать страсти памятованием добродетелей» и «последованием любви». А истинная любовь всегда сопровождается смирением с сокрушением сердца и дарует надежду на победу в противостоянии страстям, ибо «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Псал.50).
Прп. Исаак Сирин говорил: «Иное достоинство слова из духовной опытности, и иное достоинство слова красноречивого. Ученость умеет украшать слова свои, и, не изучив дела опытно, умеет она беседовать великолепно о истине, не ведая истины; умеет она пространно излагать о добродетели, никогда не вкусив познания ее от упражнения в ней. Слово от духовной опытности - сокровищница надежды, а ученость без опытного знания - залог стыда»[51].
И в этом смысле и опыт, и «достоинство слов» Странника и старца Порфирия выглядят гораздо более аргументировано, чем «ученость без опытного знания» уважаемого профессора.
Санкт-Петербург
Октябрь 2015 г.


[1] Осипов А.И. «Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова)», Электронный ресурс:http://www.bogoslov.ru/text/421396.html
[2] См. «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», (Электронный ресурс),   http://www.hesychasm.ru/library/strannik/index.htm
[3]См. Старец Порфирий  Кавсокаливит. Житие и слова. Изд. Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, Малоярославец, 2008, стр.424
[4] Осипов А.И., Указ.соч.
[5] Осипов А. И., Там же.
[6] Рафаил (Карелин), ,Арх., «Откровенные рассказы странника» не нравятся А.И.Осипову, Форум сайта Стояние за Истину, (Электронный ресурс) , 13 июля  2011 г. http://forum.zaistinu.ru/viewtopic.php?f=13&t=1544#p23891
[7] «Откровенные рассказы...».
[8] Там же.
[9] Там же.
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] Игнатий (Брянчанинов), Еп., О молитве Иисусовой, / Сборник «Сердце чисто созижди во мне Боже,  И Дух прав обнови во утробе моей», Свято-Троицкий  Ново-Голутвин монастырь, Коломна ,1993, С.111
[15] Феофан Затворник Свт., Письма о духовной жизни, СПБДА, Электронное издание, Санкт-Петербург, 2010, C.22
[16] Сафроний (Сахаров), Арх., Старец Силуан, Издание Сретенского монастыря, 2004, С.141
[17] Старец Паисий Святогорец,Слова, Том V, Страсти и добродетели, Издательский дом «Святая Гора», М.,2008, С.193-194
[18] «Откровенные рассказы...».
[19] Рафаил Карелин, архим.,«Ответ на критику книги «Откровенные рассказы странника» проф. Осиповым»,
Электронный ресурс, http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva/osipov_uchenie_o_molitve_isusovoy-all.shtml
[20] Рафаил (Карелин), ,Арх., «Откровенные рассказы странника» не нравятся А.И.Осипову, Форум сайта Стояние за Истину, (Электронный ресурс) , 13 июля  2011 г. http://forum.zaistinu.ru/viewtopic.php?f=13&t=1544#p23891
[21] Старец Порфирий Кавсокаливит. Указ.соч.С.5
[22] Там же, С.6
[23] Там же
[24] Там же, С.377
[25] Осипов А. И. Указ.соч.
[26] Старец Порфирий Кавсокаливит. Указ.соч.С.167
[27] Там же, С.212
[28] Там же, С.234
[29] Там же, С.202
[30] Там же, С.225
[31] Там же, С.226
[32] Там же, С.227-228
[33] Там же, С.233
[34] Там же, С.253
[35] Там же
[36] Осипов А.И., Указ.соч.
[37] Старец Порфирий Кавсокаливит. Указ.соч.С.282
[38] Осипов А.И., Указ.соч.
[39] Старец Порфирий Кавсокаливит. Указ.соч.С.296
[40] Там же, С.297
[41] Там же, С.297-298
[42] Там же, С.268
[43] Там же, С.282
[44] Там же, С.291
[45] Там же, С.320
[46] Осипов А. И., Указ. соч.
[47] 8 поучений аввы Пимена. Электронный ресурс:  http://foma.ru/8-poucheniy-avvyi-pimena.html
[48] Там же, С.479
[49] Исаак Сирин, прп, Слова Подвижнические, Правило Веры, М.,2009, С.39
[51] Цит. по: Игнатий Брянчанинов, Свт., Собр.соч. Том 5 «Приношение современному монашеству». Электронный ресурс:http://брянчанинов.рф/sobranie/tom5_prinoshenie_sovremennomu_monashestvu.shtml ( Данный тест из Слова 78-го свт. Игнатий приводит в сноске 152. В современных изданиях «Слов подвижнических» использован другой перевод).



Комментариев нет: