Толкование проф. Осипова и Святых Отцов на Рим.5:18 (ТЕКСТОВАЯ РАСШИФРОВКА)


Проф. Осипов считает, что в Рим.5:18 говорится о всеобщем спасении, невечности мук:
«Апостол Павел: «как преступлением одного всем человекам осуждение так правдою Одного всем человекам оправдание к жизни» это послания к римлянам.
Обращаемся к толкованию, блаж. Феофилакт Болгарский объясняет: «Через оправдание единого Христа на всех людей излилась благодать дающая им и оправдание вместо греха и жизнь вместо смерти» оказывается мы правильно понимаем слова апостола Павла так толкует блаж. Феофилакт.»
Слова толкования блаж. Феофилакта, которые процитировал проф. Осипов говорят только лишь о том, что каждый человек при желании может получить спасение и у блаж. Феофилакта на эту же 5 главу Рим. Написано о том, что нужно сделать чтобы получить спасение.
Блаж. Феофилакт: «Так как вера оправдала нас, то не будем уже грешить, но имеем мир с Богом посредством угодной ему жизни. Как же это будет? Через Господа нашего Иисуса Христа. Он, оправдавший нас, когда мы были грешниками, поможет нам и сохраниться в правде Его; ибо через Него получили мы доступ к той благодати. Если он привел далече бывших, то тем паче удержит близ сущих. Привел же нас к той благодати. Каким образом? Верою, то есть когда мы принесли веру. Что же это за благодать? Получение всех благ, какие подаются нам посредством крещения.»
По толкованию блаж. Феофилакта на Рим. 5:1-2 для оправдания нужно «принести» Богу свою веру, принять таинство крещения и в дальнейшем жить жизнью угодной богу. Идею о том, что можно принять веру после смерти блаж. Феофилакт категорически отрицает:
«Как козлу никогда не бывать овцой, так и грешник в будущем веке никогда не очистится и не будет праведным. Внешняя тьма, будучи удалена от Божественного света, по тому самому и составляет самое тяжкое мучение, что она удалена от Бога. Можно представить на это и следующую причину. Грешник, удалившись по грехам своим от света правды, и в настоящей жизни уже находится во тьме, но поелику здесь есть еще надежда на обращение, то эта тьма и не есть внешняя. А по смерти, если он не покаялся, настает истязание и его окружает внешняя тьма, ибо надежды на обращение уже нет и наступает совершенное лишение Божественной благодати. Пока грешник здесь, то хотя он и не много получает Божественных благ (здесь разумею чувственные блага), но все еще он раб Божий, потому что живет в доме Божием, то есть между творениями Божиими, и Бог питает и сохраняет его. А тогда он будет совершенно отлучен от Бога, не имея участия уже ни в каких благах; это и есть тьма, называется внешней, в противоположность теперешней, когда грешнику еще остается надежда на покаяние.»
Блаж. Феофилакт утверждает, что «по смерти» «надежды на обращение уже нет».
И напоследок приведу слова блаж. Феофилакта в которых он обличает учение о небесконечности мук как ересь Оригена:
«За сие-то и пойдут такие люди в муку вечную, никогда нескончаемую, а праведники в жизнь вечную. Ибо как святые имеют непрестающую радость. Так неправедные – непрестающее мучение, хотя Ориген и баснословит безумного, обольщая неопытных, будто бы есть конец наказанию, что грешники не вечно будут мучиться, что некогда, очищенные мучениями, будто перейдут в то место, где находятся праведные. Но слова Господа ясно обличают такую мысль как безумную. Господь говорит о вечном наказании, то есть о непрекаращаемом, и сравнивает праведных с овцами, а грешников с козлами. Как козлу никогда не бывать овцой, так и грешник в будущем веке никогда не очистится и не будет праведным.»
Источники:
1. Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта. Архиепископа Болгарского. Том 3.-К.: Типография Киево-Печерского Лавры, 2006.-стр.41
2. Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта. Архиепископа Болгарского. Том 1.-К.: Типография Киево-Печерского Лавры, 2006.-стр.194
При создании ролика использован фрагмент из лекции проф. Осипова: «Тайна вечности (МПДА, 2016.04.05) – Осипов А.И.»



Комментариев нет: