Толкование проф. Осипова и Святых Отцов на 1 Кор. 15:54-55 (ТЕКСТОВАЯ РАСШИФРОВКА)

Проф. Осипов считает, что в 1 Кор. 15:54-55 говорится о всеобщем спасении, невечности мук:
«Из того же послания к Коринфянам: когда же тленное сие обратится в нетление и смертное сие облечется в бессмертие тогда сбудется слово написанное поглощена смерть победою, смерть где твое жало, ад где твоя победа» свят. Феофан Затворник по этому поводу пишет: «Когда тление образом изгнано из всех областей бытия и всюду воцарится бессмертная жизнь тогда все преисполнено будет радостью жизни»
Действительно ли свят. Феофан Затворник говорил о всеобщем спасении в своем толковании? Давайте сверимся с контекстом его толкования на 15 главу:
Вот толкование на 23 стих:
«Стих 23. Кийждо же во своем чину: начаток Христос, потом же Христу веровавши, в пришествие Его.
Слова: Кийждо же во своем чину, двояко понимать можно. Если поставить их в связи с предыдущим, они будут значить, что во Христе все оживут; но участь получат по воскресении всякий по своему достоинству; все оживут о Христе, но не все вкусят блаженной жизни о Нем, оживут прежде для суда, а по суде – для приятия участи, какую кто заслужил. Святой Златоуст говорит: «Дабы ты не подумал, что и грешники спасутся, он привосокупляет: Кийждо же во своем чину. Слышал о воскресении, не подумай, что все получат равное воздаяние, ибо если наказание не все понесут равное, но весьма различное, то тем более между грешниками и праведниками будет великое различие». И Феодорит пишет: «Поелику сказал: все оживут, по воскресении же будет разделение живших целомудренно и предававшихся в жизни невоздержанию, страдавших неверием и просиявших верою и, одним словом, стремившихся к делам похвальным и к делам укоризненным, то по необходимости присовокупил: Кийждо же во своем чину. Так и Господь в священном Евангелии учит, что агнцев поставит одесную, а козлов ишуюю (Мф.25,33)» Так и все другие наши толковники.»
«за воскресением последует конец всему – суд, распределение оправданных и осужденных по своим местам»
Толкование на 24 стих:
«По воскресении суд, по суде приговор, одним придите, другим отыдите. И идут сии в муку вечную праведницы же в живот вечный. Этим кончится все.»
«Вслед за тем последует воскресение мертвых, которое есть упразднение смерти, или окончательная над нею победа. Остается еще грех. И он в лице грешников, будет упразднен окончательным решение: отиидите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. Царство Божие очистится от всего противного и богоборного, и свет Божией воссияет во всех областях бытия.»
Толкование на стихи 42-22:
«Хотя все праведники будут в царстве небесном, но не все получат одинаковое блаженство; и грешники, хотя все будут в геенне, но все будут одинаково мучиться.»
Толкование на 50 стих:
«Не то хочет он сказать, что все воскресшие в нетленном теле непременно и царство наследуют, но что без воскресения и облечения в нетление, хотя бы и свят кто был, царствия, как оно устроено, не увидит.»
«Надобно облещись в нетленное тело тогда и войти в царство, если достоин того.»
«Для того и сила воскресения Христова такова, что в Нем воскрешено уже все человечество. Это уже всем принадлежит, к славе ли кто воскреснет, или не к славе.»
Толкование на 56 стих:
«переносясь мыслию в созерцание преславного состояния по воскресении, когда всюду будет преизобиловать радость жизни, он восхитился тем состоянием и воззвал: где ти смерте жало? Но тотчас же припомнил, что то состояние еще впереди, хотя несомненно верно, мы же еще на пути к нему должны исполнять условие, чтобы вступи в область бессмертия, начать вкушать блаженство а не мучение.»
Обратите внимание слова о будущей «радости жизни» то выражение свят. Феофана, которое цитирует проф. Осипов соседствует с утверждением, что человек должен выполнить условие чтобы вкушать по воскресении блаженство а не мучение.
Толкование на 57 стих:
«Для нас пока торжество над смертию есть победа над грехом в себе самих. Воодушевляйтесь же на такую победу, чтобы потом на радость, а не на ужасы вступить.»
Свят. Феофан Затворник толкуя 15 главу не один раз отрицает тот смысл, который проф. Осипов ему приписывает.
Источники:
1) Святитель Феофан Затворник. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого «Правило веры». Москва. 2006. Стр.697, 700, 701, 702, 704, 741, 757, 758, 764, 765.
При создании ролика использован фрагмент из лекции проф. Осипова: «Тайна вечности (МПДА, 2016.04.05) – Осипов А.И.»


Комментариев нет: