Ложное учение о первородном грехе и спасении некрещеных младенцев в брошюре архим. Иова и прот. Павла Гумеровых

 Приобрел для своей библиотеки брошюру «Иов (Гумеров). Архимандрит, Павел Гумеров протоиерей. Вечный покой: православное поминовение – Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2023.»

В параграфе «Участь некрещеных младенцев» читаем:

«Нередко можно слышать совершенно ложное мнение о том, что младенцы некрещеные Царства Небесного не наследуют. При этом обычно говорится, что они будут пребывать в каком-то среднем месте, избежав адских мук, но и не достигнув райского блаженства. То есть в неком безвидном, безрадостном царстве теней. Эта теория не имеет ничего общего с учением и преданием Cвятой Православной Церкви. Начать с того, что Православие не знает никакого "среднего места". В Священном Писании сказано только про "муку вечную" для грешников и "жизнь вечную" для праведников. (Мф. 25,46). Учение же о месте обитания некрещеных младенцев происходит из католичества. Некрещеные младенцы, согласно этому учению, попадают в место, называемое лимб (лат. limbus – рубеж, край), где они не испытывают мук, но и не наслаждаются присутствием Божиим. Однако современный католицизм уже не придерживается этой концепции.

То, что у католиков появилось учение о лимбе, неудивительно. Ведь католицизм проникнут духом юридизма. Младенцы некрещеные, по западному учению, являются наследниками первородного греха Адама и Евы, он не смыт с них в крещении, и значит, они несут ответственность за грех прародителей, и проклятие за него. Но в Православии первородным грехом называется удобоприклонность ко греху, то есть общая испорченность человеческого естества после грехопадения прародителей, но не какое-то родовое проклятие. Грех, подобно наследственной болезни, вошел в род человеческий. В крещении мы получаем благодать Божию, помощь и оружие для борьбы с грехом, совлекаемся ветхого, падшего человека и облекаемся в нового. Но крещение дается нам, чтобы мы как воины Христовы, боролись с грехом и дьяволом в своей земной жизни, дается как оружие, как средство исправления жизни.

Милосердие Божие, без всякого сомнения, простирается и на некрещеных младенцев. «А дети – все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставить Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна.»(Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 8. Письмо 1463. С.217).»» (стр.40-42)

В издании 2009 года параграф был пространнее и включал следующий текст:

«Но младенец, который не вступил еще в мир, не имеет личных грехов (ибо чин отпевания младенческого нигде не содержит прошений о прощении грехов и помиловании), не может быть наказан только за то, что он некрещен. Например, младенцы, убитые во время абортов, тоже не крещены, но они даже не родились, не вошли в этот мир. Неужели они не сподобятся Царства Небесного? Конечно, Господь примет их к себе, ведь их можно назвать даже страстотерпцами, невинно убиенными, как 14 тысяч Вифлеемских младенцев (которые, кстати, тоже были некрещеными).

Отрицание спасения для некрещеных младенцев – есть отрицание милосердия Божия.

Господь сотворил человека со свободной волей и даже Всемогущий Бог не может нарушить ее. Человек сам и только сам делает свой выбор: идти ему за Христом или отринуть Его. И это является необходимым условием спасения, то есть личный выбор, вера. "Кто будет веровать и крестится, спасен будет" (Мф. 16,16).

Младенцы не имеют возможности выбора, и как Господь может наказать их за то, что они еще не могут сделать свой выбор? Но младенцы, и крещеные и некрещеные – дети не только земных родителей, но, в первую очередь, чада Божии и "таковых есть Царство Небесное" (Мф. 19,14).» (Иов (Гумеров) иеромон., Гумеров Павел свящ. Вечная память: православный обряд погребения и поминовение усопших. – М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2009 https://www.xpa-spb.ru/libr/Iov-Gumerov/vechnaya-pamyat-obryad-pogrebeniya.html#_Toc423347360 )

Удивило, что данный текст подписан достойным именем архим. Иова (Гумерова), если мы почитаем его ответы в других изданиях то увидим, что архим. Иов исповедует то учение о первородном грехе, которое отрицается в брошюре как католическое и ложное:

«Почему первородный грех называется именно так? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря (ныне архим. Иов (Гумеров) ред. А.Р.)

Словом первородный грех принято обозначать грех прародителей, который повредил первозданную человеческую природу. Как следствие этого грех распространился от Адама и Евы на всех их потомков. Основанием для такого богословского утверждения является 5 глава Послания св. апостола Павла к Римлянам: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (5:12).

Учение о первородном грехе обосновывает необходимость Искупителя Иисуса Христа и Его крестной Жертвы. В таинстве крещения благодатью Святаго Духа изглаживается первородный грех. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни<…> Итак да не царствует грех в смертном вашем теле» ( Рим.6:3–4,12 ). Поэтому Православная Церковь, в соответствии с древней традицией, считает необходимым крещение младенцев.»(«1115 вопросов священнику» https://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/1115-voprosov-svjashhenniku/6_525 )

«Почему первородный грех, совершенный Адамом и Евой, перешел на их потомков? иеромонах Иов (Гумеров)

Грех прародителей имел глубокое воздействие на человеческую природу, определившее всю последующую жизнь человечества, потому что созданный Богом человек пожелал сознательно и свободно вместо воли Божией установить свою воли в качестве главного жизненного начала. Попытка тварной природы утвердиться в собственной автономии грубо извратила божественный творческий план и привела к попранию богоустановленного порядка. Неотвратимым логическим следствием этого стало отпадение от Источника Жизни. Бытие вне Бога для человеческого духа есть смерть в прямом и точном значении этого слова. Святитель Григорий Нисский пишет, что пребывающий вне Бога неизбежно пребывает вне света, вне жизни, вне нетления, ибо все это сосредоточено только в Боге. Удаляясь от Творца, человек становится достоянием тьмы, тления и смерти. По мысли того же святого, никому невозможно существовать, не находясь в Сущем. Любой, согрешающий человек вновь и вновь совершает адамово грехопадение.

В чем именно повредилась природа человека в результате эгоистического стремления утвердить свое бытие вне Бога? Прежде всего, все дарования и способности человека ослабли, потеряли ту остроту и силу, которая была у первозданного Адама. Ум, чувства и воля потеряли гармоническую согласованность. Воля часто проявляет себя неразумно. Разум же часто оказывается безвольным. Чувства человека заправляют разумом и делают неспособным увидеть подлинное жизненное благо. Эта потеря внутренней гармонии в человеке, лишившимся в себе единого центра тяготения, особенно пагубно проявляется в страстях, которые являются уродливо развившимися навыками удовлетворения одних потребностей в ущерб другим. В силу ослабления духа в человеке получили преобладание чувственные, плотские потребности. Поэтому св. апостол Петр наставляет: Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу (1Пет. 2:11). Это восстание на душу плотских похотей – одно из самых трагических проявлений падшего человеческого естества, источник большинства грехов и преступлений.

Все мы причастны к последствиям первородного греха, потому что Адам и Ева являются нашими прародителями. Отец и мать, дав жизнь сыну или дочери, могут дать только то, что имеют. Адам и Ева не могли нам дать ни первозданную природу (ее у них уже не было), ни возрожденную. По слову св. апостола Павла: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян. 17:26. Эта родовая преемственность делает нас наследниками первородного греха: Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили (Рим. 5:12). Комментируя вышеприведенные слова первоверховного апостола, архиепископ Феофан (Быстров) пишет: «Изучение это показывает, что святой Апостол ясно различает в учении о первородном грехе два момента: parabasis или преступление и hamartia или грех. Под первым разумеется личное преступление нашими прародителями воли Божией о невкушении ими плода от древа познания добра и зла; под вторым – закон греховного расстройства, привзошедший в человеческую природу, как следствие этого преступления. Когда речь идет о наследственности первородного греха, имеется ввиду не parabasis или преступление наших прародителей, за которое ответственны они одни, а hamartia, то есть закон греховного расстройства, поразивший человеческую природу вследствие падения наших прародителей, и «согрешили» в 5:12 в таком случае нужно понимать не в действительном залоге в смысле «совершили грех», а в среднестрадательном, в смысле 5:19 стиха: «стали грешниками», «оказались грешниками», так как в Адаме пала человеческая природа. Поэтому св. Иоанн Златоуст, лучший знаток подлинного апостольского текста, находил в 5:12 только ту мысль, что «как скоро он [Адам] пал, то чрез него соделались смертными и не евшие от запрещенного древа»» (О догмате Искупления).

Грехопадение прародителей и наследование всеми поколениями духовной порчи дает сатане власть над человеком. Освобождает от этой власти таинство крещения. «Крещение не отъемлет самовластия и самопроизволения нашего. Но дарует нам свободу от тиранства диавола. который не может против воли нашей властвовать над нами» (преп. Симеон Новый Богослов). Перед тем как совершить само таинство священник читает над крещаемым четыре заклинательные молитвы.

Поскольку в таинстве крещения человек очищается от первородного греха и умирает для жизни греховной и рождается в новую благодатную жизнь, в Церкви с древности установлено крещение для младенцев. Когда же явились благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3, 4–5).» («1115 вопросов священнику» https://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/1115-voprosov-svjashhenniku/6_411 )

«Прощается ли первородный грех при крещении? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря (ныне архим. Иов (Гумеров) ред. А.Р.)

По учению Церкви, в таинстве крещения изглаживается в человеке первородный грех, унаследованный от прародителей. Из этого следует необходимость крещения младенцев.» («1115 вопросов священнику» https://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/1115-voprosov-svjashhenniku/6_284 )

Архим. Иов исповедует, что все люди в том числе младенцы несут на себе первородный грех, который изглаждается в таинстве крещения, это учение Православной Церкви а вовсе не католическая ересь.

Интересно, что в издании «Закон Божий» где архим. Иов так же является соавтором прот. Павла Гумерова написано:

«Водами крещения человек омывается от первородного греха, а также от всех грехов,  которые  совершил  до  крещения,  если  крестится  взрослым.  Мы  приходим  в  этот  мир  через  родителей,  они  дают  нам  рождение телесное, а духовное рождение мы получаем в купели крещения. Если кто не родится от воды и Духа,  не может войти в Царствие Божие (Ин 3, 5), - говорит нам Господь. Войти в Царство Небесное - значит спасти свою душу,  приблизиться  к  Богу.  И,  принимая крещение,  мы усыновляемся  Богу,  восстанавливаем  ту  связь  с  Ним,  которую  человечество потеряло.» (иеромонах Иов (Гумеров), священник Павел Гумеров, священник Александр Гумеров. Закон Божий.-М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014г. стр. 499-500)

Я пытался найти ответы прот. Павла Гумерова по поводу первородного греха и смог найти только видеолекцию:

«Что такое первородный, что такое прародительский грех это не какая-то ответственность как говорят например там наши братья католики за то что там когда-то они совершили, там один человек совершил а другие так сказать должны там не знаю как вот знаете кровная месть какая-то кто-то в роду
кого-то убил и теперь нужно бесконечно мстить его родственникам, нет конечно же Господь такими вещами не занимется, нет Господь просто вложил эти законы изменить их нельзя, вот грех он совершен и он вошел в природу человека и вот эту греховную испорченность удопреклонность так ее назовем ко греху мы наследуем как некую такую вот генетическую болезнь вот как у человек может быть болезнь ну не знаю шизофрения, которая может передаваться там через поколение или другие какие-то болезни которыми болеют наши мамы бабушки и. т. д то есть человек не виноват, но оно передается.» (19м18с-20м19с «Беседа вторая. Урок 2. Понятие о грехе и греховной испорченности человечества» https://youtu.be/Pun4LRhzAsY )

Видимо точка зрения высказанная в брошюре «Вечный покой: православное поминовение» соответствует мнению прот. Павла Гумерова а в книге «Закон Божий» соответствует мнению архим. Иова.

О том, что первородный грех наследуется всеми людьми Православная Церковь учит в своих самых авторитетных источниках:

Правила Святого Поместного Собора Карфагенского

Правило 110 (124)

«Определено такожде: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерной утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5:12), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо посему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения.

Толкование Зонара и Вальсамон. Некоторые говорили, что новорожденные младенцы крещаются не во оставление грехов, ибо они не имеют грехов, потому что и не могут грешить, не имея еще способности различать добро и зло. Собор отвергает сие и тех, которые так мыслят и говорят, будто от прародительского грехе Адама потомки его не заимствованы ничего, почему бы дети имели нужду в очищении божественною банею крещения, подвергает анафеме, говоря, что отсюда следовала бы мысль, что образ крещения во оставление грехов по отношению к таковым, т.е. к новорожденным детям, не истинен, но ложен; затем подтверждает свое слово, приводя изречения из великого Павла. Ибо, говорит, как иначе понимать сии слова: идиным человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5,12), если не так, как понимает их вселенская церковь, повсюду разлиянная и распространенная, т.е. народ верных разсеянный в целом мире?

Аристин. Говорящий, что новорожденные и крещаемые не заимствуют ничего от греха Адама, что долженствовало быть очищено крещением, подлежит проклятию; ибо чрез одного и смерть и грех стали всемирными.

Славянская кормчая. Правило 111. Иже глаголет, яко младенцы крещаемии, не имут ничто же от Адамскаго греха, и не глаголет крещением быти оставлению грехов, да будет прокял. Единого бо ради человека грех в весь мир вниде, и греха ради смерть (крим. 89)» («Правила святых Поместных Соборов с толкованиями. – М.: «Сибирская Благозвонница». 2011. стр.697-700) 

Толкование на 110 правило преп. Никодима Святогорца

«И эта безумная еретическая мысль была порождением пелагиан. Они говорили, что новорожденные младенцы не крещаются во оставление грехов, как считает Православная Церковь. А если кто- то и скажет, будто они крещаются во оставление грехов, то тем не менее они нисколько не причастны скверне прародительского Ада­мова греха, которая для своего очищения нуждается в крещении [1] (поскольку, как мы сказали, пелагиане считали, что этот прароди­тельский грех не рождается вместе с человеком, потому что он был погрешностью не природы, а произволения). Итак, еретиков, кото­рые говорят это, Собор настоящим правилом предает анафеме из- за того, что, во-первых, по их мнению, образ крещения во оставле­ние грехов, которое совершается над младенцами, не истинный, но ложный и мнимый, поскольку, считают они, у младенцев нет грехов, чтобы их прощать. Во-вторых, слова апостола «одним человеком, т. е. Адамом, грех вошел в мир и грехом смерть, и так смерть пе­решла на всех людей, потому что все согрешили, как Адам»1 невоз­можно понимать иначе, чем понимает их Кафолическая Православ­ная Церковь. Она верит, что даже новорожденные младенцы, хотя и не согрешили произволением, однако заимствовали от Адама пра­родительский грех, почему и нуждаются в том, чтобы он был обяза­тельно очищен крещением, так что они действительно, а не мнимо крестятся во отпущение грехов. («Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями: в 4 т.: пер. с греч. – Т. 3: Правила Поместных соборов. – Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинског женского монастыря, 2019. стр.335-336)

Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной (1662г.)

«Вопрос 24. Все ли люди подвержены сему греху?

Ответ. поелику в состоянии невинности все люди были в Адаме; то, как скоро он согрешил, согрешили в нем и все, и стали в состояние греховное. А посему не только греху подвержены, но и наказанию за грех. Сие наказание объявлено в следующем определении Божием: «вонъже аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2, 17). То же самое говорит и Апостол: «якоже единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша» (Рим. 5, 12). Посему с сим грехом мы и зачинаемся в чреве матери, и рождаемся, как говорит Священный Псалмопевец: «се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50, 7). Сей грех называется прародительским, во-первых, потому что прежде оного человек никаким грехом осквернен не был: хотя диавол был уже растлен грехом своим, по наущению коего возник и в человеке сей, так называемый, первородный грех, которому подвергся и Адам, соделавший его, и все мы, от него происходящие. Во-вторых, потому что человек и не зачинается иначе, как во грехе.» («Догматические послания Православных иерархов XVII-XIX веков О Православной вере» Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995г., стр.26-27)

«Вопрос 102. Что есть первое Таинство или Крещение?

Ответ. Крещение есть омытие и истребление первородного греха посредством троекратного погружения в воде, с произношением от Священника сих слов: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь» (Аминь должен произносить восприемник). После сего, от рождения водою и Духом, бывает примирение человека с Богом, и человеку отверзается вход в Царство Небесное, по словам Спасителя нашего: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сие Таинство, принятое однажды, не повторяется, если только крестящий православно верует в единого Триипостасного Бога и если он вышесказанные слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» – произнесет точно и неизменно, по разумению Кафолической и Православной Церкви.» («Догматические послания Православных иерархов XVII-XIX веков О Православной вере» Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995г., стр.67)

«Вопрос 20. Что есть первородный грех?

Ответ. Первородный грех есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму, когда сказано было к нему: «от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2, 17). Сей прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поелику все мы тогда находились в Адаме; и, таким образом, чрез одного Адама грех распространился на всех нас. Посему мы и начинаемся и рождаемся с сим грехом, как учит Священное Писание: «единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша»(Рим. 5, 12). Первородный грех не может быть заглажен никаким покаянием: он изглаждается только благодатию Божиею, чрез воплощение Господа нашего Иисуса Христа, и пролитие честной Крови Его. Действие сие совершается в Таинстве Святого Крещения. Посему, кто не крестился, тот не освободился от сего греха, но подлежит гневу и вечной казни, по словам: «аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится водою и духом, не может внити во Царствие Божие» (Ин. 3, 5).» («Догматические послания Православных иерархов XVII-XIX веков О Православной вере» Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995г., стр.115-116)

Автор(ы) брошюры «Вечный покой: православное поминовение» безапелляционно заявляет(ют), что тезис о том, что умершие некрещеные младенцы спасаются это учение Церкви, приведу цитату из авторитетного церковного источника, который говорит о другом:

Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723 г.) 

«Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие» (Иоан. 3, 5). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения сего греха. И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: «Кто не родится...» то есть по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться. Если же младенцы имеют нужду в спасении, то имеют нужду и в крещении. А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются. Итак, младенцам необходимо нужно крещение. Притом младенцы спасаются, как говорится у Евангелиста Матфея, а не крестившийся не спасается. Следственно, младенцы необходимо должны креститься. И в Деяниях говорится, что крестились все домашние (Деян.16, 33), следственно, и младенцы. О сем ясно свидетельствуют и древние Отцы Церкви, именно: Дионисий в книге о Церковной Иерархии и Иустин в 57-м вопросе говорит: «Младенцы удостаиваются благ, даруемых чрез крещение по вере тех, которые приносят их ко крещению». Августин также свидетельствует: «Есть предание Апостольское, что младенцы спасаются крещением». И в другом месте: «Церковь дает младенцам ноги других, дабы они ходили, сердца, дабы веровали, язык, дабы исповедовали». – И еще: «Матерь Церковь дает им материнское сердце». – Что касается до вещества таинства крещения, то им не может быть никакая другая жидкость, кроме чистой воды. Совершается оно Священником; по нужде же может быть совершено и простым человеком, но только православным и притом понимающим важность Божественного крещения. – Действия крещения вкратце суть следующие: во-первых, чрез него даруется отпущение в прародительском грехе и во всех других грехах, соделанных крещаемым. Во-вторых, крещаемый освобождается от вечного наказания, которому подлежит каждый как за прирожденный грех, так и за собственные смертные грехи. – В-третьих, крещение дарует блаженное бессмертие, ибо, освобождая людей от прежде бывших грехов, соделывает их храмами Божиими. Нельзя говорить, что крещение не разрешает от всех прежних грехов, но что они хотя и остаются, однако же не имеют уже силы. Учить таким образом есть крайнее нечестие, есть опровержение веры, а не исповедание ее. Напротив, всякий грех, существующий или существовавший прежде крещения, уничтожается и считается как бы не существующим или никогда не существовавшим. Ибо все образы, под которыми представляется крещение, показывают его очистительную силу, и изречения Священного Писания касательно крещения дают разуметь, что чрез него получается совершенно очищение; – видно из самих названий крещения. Если оно есть крещение духом и огнем, то явно, что оно доставляет очищение совершенное; ибо дух очищает совершенно. Если оно есть свет, то всякая тьма прогоняется им. Если оно есть возрождение, то все ветхое мимоходит; а это ветхое есть ни что иное, как грехи. Если крещаемый совлекается ветхого человека, то совлекается и греха. Если он облекается во Христа, то на самом деле становится безгрешным посредством крещения; ибо Бог далеко отстоит от грешников, и Апостол Павел ясно говорит о сем: «Якоже ослушанием единого человека гре́шни быша мнози, сице и послушанием Единого праведни будут мнози» (Рим. 5, 19). Если же праведны, то и свободны от греха; ибо не может в одном и том же человеке пребывать жизнь и смерть. Если Христос воистину умер, следственно, истинно и отпущение грехов чрез Святого Духа.

Отсюда видно, что все младенцы, умершие после крещения, несомненно получат спасение по силе смерти Иисуса Христа. Ибо если они чисты от греха, как от общего, потому что очищаются Божественным крещением, так и от своего собственного, ибо, как дети, не имеют еще своего произвола и потому не грешат; то, без всякого сомнения, они спасаются. Ибо невозможно перекрещиваться правильно однажды окрестившемуся, хотя бы он после сего наделал тысячу грехов или даже отвергся самой веры. Желающий обратиться ко Господу воспринимает потерянное сыноположение посредством таинства покаяния.» («Догматические послания Православных иерархов XVII-XIX веков О Православной вере» Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995г, стр.172-176)

Так же автор(ы) брошюры «Вечный покой: православное поминовение» ссылается(ются)  на слова свят. Феофана Затворника и в качестве комментария к этой цитате приведу цитату из работы архим. Лазаря (Абашидзе):

«Таким образом, сам этот метод подборки отдельных неясных и кратких высказываний Отцов о судьбе младенцев, даже без глубокого и правильного разбора высказываемых ими понятий — есть метод самый "скользкий" и ненадежный, пользуясь которым легко потеряться в "море патристики", не имея точного ориентира, "маяка", указывающего верное направление.

Пользуясь таким сомнительным методом, также часто указывают на слова св. Феофана. В книжке под названием "Святитель Феофан. Наставления в духовной жизни" под заголовком "Некрещеные дети. Божие о них определение" выписаны такие слова из одного письма святителя:
"А дети —все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех, вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу, потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих — бездна!" Вот,— говорят,— ну разве здесь не ясное указание на спасительную участь некрещенно-умерших младенцев?

Но, во-первых, заглянем в само это письмо, из которого взята выписка, процитируем полнее: "Идиоты! — да они ведь только для нас идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим путем растет. Может статься, что мы, мудрые, окажемся хуже идиотов. А дети — все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию". Итак, здесь, прежде всего, не совсем ясно: идет ли речь о некрещеных младенцах, или вообще о судьбе разного рода лиц: "идиотах", "детях", "некрещеных", "вне веры сущих". Если даже действительно речь о некрещенно-умерших младенцах, то единственное, что мы можем о них заключить из слов святителя,— это то, что их, "как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию", и что Бог "знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна". Но есть у св. Феофана другое письмо, в котором он уже более подробно говорит об этих "вне веры сущих", к которым относит и данных некрещеных (возможно — младенцев). Отвечая на вопрос: "Как поминать родителей, умерших в сектанстве", т. е. вне Церкви, св. отец пишет: "Церковь есть живой союз всех верующих, кои все, сочетаваясь воедино под единой Главой Христом Господом, составляют единое Тело.

Составляют ее верующие, живые и умершие. Неверующие — живые и умершие — вне ее и вне Господа Спасителя, Главы ее. Здешние неверующие призываются и, если воспользуются этим и здесь внидут в Церковь, то и там таковыми же будут, т. е. чадами Церкви.

Спаситель говорит: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16). И еще: "Кто не крестится водою и Духом, не войдет в Царствие Божие" (см. Ин. 3,5),— а это на земле должно совершиться. И еще: на небе разрешенным явится только то, что разрешено на земле. Были такие опыты, что когда кто из достойных Царствия умирал с каким-либо грехом неразрешенным, то Господь присуждал ему возвратиться на землю для окончания неоконченного. Умирающие вне веры и Церкви похожи на самоубийц. О самоубийцах Церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе и неразрешенном, неочищенном покаянием состоянии. Горько это слышать любви вашей о родителях своих, но к ним можно приложить, что положено о младенцах, умерших без Крещения.

Последние предаются беспредельному милосердию Божию". Так что в отношении этих детей только то и возможно, что предать их судьбу Богу и, надеясь на милость Божию, постараться о них не печалиться, хотя надежды на их вхождение в Царствие из этих слов св. отца никак не находим.

Необходимо обратить внимание и на следующее: первое письмо явно написано человеку, которого одолевают "смущающие помыслы". Святитель Феофан предостерегает собеседника: "Смущающие помыслы, какие будут приходить, гоните прочь без разговоров с ними. Теперь уже можете видеть осязательно, что все это — вражии внушения; свою душу спасать надо; враг, губитель душ, чрез ревность о спасении всех — оставляет в пагубе душу того, кому вручает такие мысли",— и т. д. Очевидно, что здесь св. Феофан старается поскорее успокоить вопрошающего, которого смутили "вражии помыслы" в виде "ревности о спасении всех". Вот святитель и дает "лекарство", назначенное конкретному больному: кратко успокаивает его в отношении всех возникших недоумений: "идиоты, может, и мудрее нас; дети — ангелы; некрещенных и Неверов"— предать "милосердию Божию", и вообще — "оставим о них пещись Тому, Кто печется о всех". Затем переводит внимание на собственную душу: "Такие вопросы не нам решать; это не возложено на нас; свою душу спасать надо; себе внимай; а то не твое дело", и т. п. Как же можно из такого обращения выводить разрешение догматического вопроса? (Вспомним и только что процитированные нами слова св. Василия о том, что различные цели "заставляли" его "писать или говорить иногда так, а иногда иначе"). Но вот во втором письме святитель пишет более подробно и гораздо резче, категоричнее, несмотря на то, что, как сам замечает, адресату "горько это слышать о родителях своих".

Видно, что этот собеседник более крепкий духовно, способный принять лекарство погорчее. Нам здесь очень важно замечание св. отца о том, что все спасительное "на земле должно совершиться", и "на небе разрешенным явится только то, что разрешено на земле". Вспомним и крайне категоричные слова св. Феофана о Крещении детей, выписанные нами в главе о Крещении. Таким образом,—и теперь находим, что смысл фразы, которая, казалось бы, ясно свидетельствовала о спасении некрещенно-умерших детей, опять не таков, каким кажется при первом прочтении.» (Архимандрит Лазарь (Абашидзе) «Грех Адамов. Возможно ли спасение некрещеных младенцев?» Москва «Издательство им. святителя Игнатия Ставропольского» 2001г., стр.295-299)

Так же от себя хочу добавить, что фраза «надо предоставить Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить» может быть применена к любому человеку она ничего не доказывает и не опровергает, мы любого человека предоставляем Божию милосердию и надеемся на него. Если бы свят. Феофан Затворник хотел сказать, что умершие некрещеные младенцы спасаются то ему достаточно было бы написать «некрещеные младенцы будут спасены» вместо этого он дает уклончивый ответ, что их надо предоставить милосердию Божию.

Кстати свят. Феофан так же исповедует учение о первородном грехе, которое автор(ы) брошюры «Вечный покой: православное поминовение» отвергает(ют):

«Словом благовестия возбуждает веру в силу крестной смерти Господа, и в купели крещения омывает верующего и от первородного греха, и от всех произвольных, обновляя в то же время его духовную жизнь и делая ее сильною противостоять греху и преуспевать в добре» (Святитель Феофан Затворник. Письма о разных предметах веры и жизни. «Правило веры» Москва. 2007г. стр.190-191)

Автор(ы) брошюры «Вечный покой: православное поминовение» так же ссылается(ются) на "таковых есть Царство Небесное" (Мф. 19,14) не утруждая себя работой указать в толковании какого святого отца данный стих понимается как указание на спасение некрещеных младенцев.

Приведу ответ мученика Николая Варжанского по поводу этого стиха:

«Сектанты говорят, что дети спасутся и без крещения, потому что-де Спаситель сказал о детях: «таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:14). Правильно ли такое оправдание сектантов?

Нет, не правильно, потому что Спасителем сказано не то, что Царствие Божие принадлежит детям, но сказано только о качествах детей и, именно, сказано, что "таковых", которые, как дети (т.е. которые незлобливы и доверчивы, как дети) есть Царствие Божие. Если же сектанты думают, что дети войдут в Царствие Божие без крещения, тогда должно считать, что взрослые тож должны вступить в Церковь без крещения, потому что Спаситель сказал, что взрослые должны       принимать Царство Божие, как дети: «истинно говорю вам, – объявил Христос, – кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него»(Мк. 10:15). Если у сектантов дети принимают Царство Божие без крещения, тогда и взрослые пусть входят в него без крещения; однако баптисты, адвентисты и пашковцы христианское крещение отвергают,          а взрослых своих последователей купают наподобие крещения. («Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис мученик Николай Варжанский») https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzhanskij/dobroe-ispovedanie/10

 

автор – Артём Рыжов

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Здравствуйте, Артемий.
Конечно, все некрещёные, и младенцы в их числе, пойдут в нескончаемые адские муки, как и проповедовала всегда Святая Церковь, помня слова Христа, сказанные Никодиму.

Но, что Вы хотите от священника Гумерова, который воспевает магометанство:
"Например, в Европе...семья почти умерла. А в мусульманских странах молодежь создает семьи и рожает детей."
https://www.pravoslavie.ru/65991.html

У этого Гумерова хорошо бы спросить, многожёнство - это, в его понимании, "семья"?
Ну, и примечательно, что Гумеров тут понимает человека, как скотину, которая должна плодиться. Осталось Гумерову вылить ушат своих помоев на православного Иоанна Кронштадтского, у которого не было детей, в отличие от "мусульманской молодёжи".

Анонимный комментирует...

Удивило, что данный текст подписан достойным именем архим. Иова (Гумерова). Если мы почитаем его ответы в других изданиях то увидим, что там архим. Иов исповедует именно то учение о первородном грехе, которое он вдруг (!) отрицает как «католическое и ложное»

Видимо, ответ в том, что эта ересь издана в Сретенскогом монастыре, в 2023. С некоторых пор архимандрит Шевкунов несет в аудиторию только то, что ему в Кремле прикажут.

artem комментирует...

"Удивило, что данный текст подписан достойным именем архим. Иова (Гумерова). Если мы почитаем его ответы в других изданиях то увидим, что там архим. Иов исповедует именно то учение о первородном грехе, которое он вдруг (!) отрицает как «католическое и ложное»

Видимо, ответ в том, что эта ересь издана в Сретенскогом монастыре, в 2023. С некоторых пор архимандрит Шевкунов несет в аудиторию только то, что ему в Кремле прикажут."
_______________________________________
архим. Тихон Шевкунов с 2018 года митрополит Псковский и Порховский и теперь не имеет отношения к Сретенскому монастырю.