Проф. Осипов отвергает как нелогичное толкование святых отцов на Мф.25:46. Статья

Проф. Осипов призывает понимать священное писание только через толкования святых отцов:

«Ключом к пониманию Евангелия является учение святых отцов они будучи богопросвещенными людьми они только могут дать действительно верное понимание слов Христа, не богословы, профессора и не профессора, не экзегеты сами по себе, не знатоки священного писания а святые отцы могут только дать действительно верный ответ на правильное понимание того или другого места» "Таинства Церкви - не магия  (МПДА, 2018.05.15)" https://youtu.be/1XTUokanAVg?si=0g2i2HVXKnQWXCsX с 00:34:30:08

 Но вот пример когда Алексею Ильичу приводят толкование по поводу вечных мук, имя конкретного святого не называется, но профессор не может не знать, что это именно святоотеческое понимание данного места и вот, что он на это отвечает:

"Вопрос: В некоторых ваших лекциях я слышал, что адские муки будут вечны, но не бесконечны а жизнь в раю, которая в священном писании тоже названа вечной так же не будет бесконечной? В чем разница между вечностью и бесконечностью?

проф. Осипов: логика такая если Бог вечен значит и сатана должен быть вечным да? Как это такое, почему? Если рай вечен значит и муки должны быть вечными почему это, что за логика это элементарное нарушение логики просто.» (г. Долгопрудный, 2015.12.20) с 01:26:49:01 https://youtu.be/cWWsFYJt43E?si=KVbA9AQhytZkdmRy

 А вот профессору еще раз повторяют то же самое толкование только ссылаясь на свят. Феофана Затворника:

"Вопрос: Феофан Затворник говорит в толковании, есть толкование на эти слова когда противопоставление идет, идут эти в муку вечную эти в жизнь вечную одним словом и та и та вечность если мы считаем, что будет только вечная жизнь благая а вечных мук не будет то получается если кто-то говорит, что будут муки окончательны да то есть получается тогда может быть и вечная жизнь тоже имеет свой конец.

Проф. Осипов: Это нелогично так если окончательно, это не он только говорит, это совсем нелогично Бог и дьявол нельзя ставить их на один уровень, если муки да если жизнь вечная то не значит, что обязательно должны быть и муки вечными это нелогично это нелогично." ("Встреча с духовенством часть 2, 10.09.2018)  с 00:44:35:14 https://youtu.be/iriyyaUgMRw?si=l5z0RlNyfcegztT9

Как вы видите ссылка на то, что толкование принадлежит свят. Феофану Затворнику никак не повлияла на мнение Алексея Ильича он продолжает настаивать на своем. Видимо с логикой у свят. Феофана плохо а у проф. Осипова намного лучше.

Приведу толкования святых отцов в которых повторяется та же мысль, что если жизнь вечная без конца то и мука вечная без конца:

 Свят. Василий Великий:

«Ибо если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не позволяем себе помыслить сего о жизни, то какое основание — полагать конец
вечному мучению, когда при том и другом одинаково находится приложение: вечный? Идут сии, сказано, в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мф. 25:46).»

Свят. Иоанн Златоуст:

«Что тамдействительноне будет освобождения от наказания, послушай, как об этом говорит Сам Христос: «червь их не умирает, и огнь не угасает» (Мк 9.44). И еще: "пойдут одни в жизнь вечную, а другие в муку вечную» (Мф 25.46). Итак, если будет жизнь вечная, то и наказание вечное.»

Свят. Симеон Солунский:

«Если будет конец мучению, то будет конец и Царствию, и, значит, нет правды у Бога: между тем, праведен Господь и правды возлюби (Пс. 107). Посему также справедливо изрекает Он, говоря о шуеей части, что идут сии в муку вечную (Мф. 25. 46), а не временную; о десной же: праведницы же в живот вечный; и опять о грешниках: червь их не умирает и огонь не угасает (Мк., 9. 44).»

 Свят. Феофан Затворник:

«Пытались дать слову "вечный" кривое толкование не верующие, а неверы, будто "вечный" означает здесь относительную вечность: долго-долго, но не без конца, - долго так, что эта длительность покажется вечностию, но все же и конец будет. Что такое толкование криво, обличает тут же стоящее другое слово: "в живот вечный". Живот вечный и кривотолки разумеют, как имеющий быть без конца. Так надо понимать и муку вечную. Оба изречения стоят в одинаковых условиях. Что разумеется об одном, нельзя того отрицать у другого. Если живот без конца, то и мука без конца.»

 Преп. Анастасий Синаит:

«Если скажем, что у [вечного] наказания есть конец, то признаем весь Новый и Ветхий Завет лживым. Но не только: мы признаем, что и блаженный Павел сам себе противоречит и с самим собою сражается. Ведь если он говорит, что [вечное] наказание имеет конец, то почему [в другом месте] изрекает: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодеи, ни малакии, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» (ср. 1Кор. 6.9-10). И Господь говорит, что грешники пойдут «в муку вечную» (Мф. 25.46). А если вечный огонь имеет конец, то ясно, что и жизнь вечная также имеет конец. Ибо понятие «вечное» имеет равный смысл как для праведных, так и для грешных, поскольку первые [определяются Господом] «на жизнь вечную», а вторые – «на муку вечную».»

 Блаж. Иероним Стридонский:  

«Благоразумный читатель, обрати внимание на то, что и наказания вечны, и вечная жизнь не должна иметь впоследствии какого-либо конца.»

 Блаж. Августин Иппонский:

«Затем, какое основание вечное мучение понимать как огонь продолжительного времени, а вечную жизнь – как жизнь без конца, когда Христос в одном и том же месте, в одном и том же приговоре о том и другом сказал: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. XXV, 46)? Если то и другое вечно, то очевидно, что то и другое нужно понимать или как продолжительное, но конечное, или же как постоянное и бесконечное. То и другое соотносятся друг с другом как равные, поэтому как мучение, так и жизнь – вечны. Но говорить,– «Вечная жизнь будет без конца, а наказание вечное будет иметь конец», – совершенная нелепость. Отсюда, так как вечная жизнь святых будет без конца, то для тех, для кого назначено будет вечное наказание, наказание это, без всякого сомнения, также не будет иметь конца.»

Источники:

1.) свят. Василий Великий. Творения: В 2 т. Том второй.- М.:Сибирская Благозвонница, 2009.-стр. 302

2.) Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято - Успенская Лочаевская Лавра,2005 г., том 9, БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ к Римл. 14:1-2, стр. 834

3.) Писания св. Отцев и учителей Церкви относящиеся к истолкованию православного богослужения. Том 3, Сочинения блаженного Симеона архиепископа Фессалоникийского Санкт-Петербург, Типография Григория Трусова,1857,стр.114

4.) свят. Феофан Затворник. О разных предметах веры и жизни. Собрание писем. Издательство "Правило веры"Москва.2007.стр.13

5.) преп. Анастасий Синаит Вопросы и ответы. Вопрос 93

6.) Блаж. Иероним Стридонский Толкование на Евангелие от Матфея 25 глава

7.) Блаж. Августин Иппонский О граде Божьем Книга 21 Глава XXIII.

Комментариев нет: