"Искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа" прот. Петр АНДРИЕВСКИЙ

Человечество нуждалось в Искупителе, но не для того, чтобы освободиться от неукоризненных страстей, а для примирения, оправдания и, вследствие этого – соединения с Богом, т. е. обожения. Св. Симеон, объясняя необходимость таинства крещения, говорит:
«По сей причине (т. е. по причине первородного греха. – Авт.) пришло иное рождение или возрождение, которое возраждает человека чрез святое крещение Духом Святым, опять возсоединяет его с божеским естеством, как было тогда, как создали его руки Божии, возстановляет все душевные силы его, обновляет их и приводит в то состояние, в каком были оне до преступления первозданного Адама, и таким образом вводит его в царство Божие, в которое не может войти некрещеный, просвещает его и дает вкусить радостей его» (Творения. Т. 1. Сл. 37).

Состояние омывшегося крещением человека сравнивается с Адамовым, несмотря на то, что у Адама до грехопадения не было проявления неукоризненных страстей, а также гномической воли, которая является составляющей первородного греха. Тем не менее, новокрещеный, в силу усваиваемых ему заслуг Искупителя, перестает быть чадом гнева и становится членом Святой Церкви, получая возможность пользоваться ее благодатными дарами.
Митрополит Макарий (Булгаков) пишет: «Вся тайна нашего искупления смертию Иисуса Христа состоит в том, что Он, в замен нас, уплатил своею кровию долг и вполне удовлетворил Правде Божией за наши грехи, котораго мы сами уплатить были не в состоянии; иначе, – в замен нас, исполнил и потерпел все, что только требовалось для отпущения наших грехов» (Догматическое богословие. Т. 2. с. 148).
Это утверждение согласуется со святоотеческим воззрением на этот предмет. Приведем несколько выдержек из святых отцов:
Св. Афанасий Великий: «Смерть была необходима; непременно надлежало быть смерти за всех людей, потому что надлежало быть уплате общего долга, лежавшего на всех людях».
Св. Кирилл Иерусалимский: «мы были врагами по причине греха; и Бог определил смерть грешнику. Чему же из двух надлежало быть: по правосудию ли надлежало умертвить, или по человеколюбию нарушить определение? Но примечай премудрость Божию: Он сохранил и истину определения, и силу человеколюбия».
Св. Григорий Палама: «Вот почему ради этого Он подверг Себя смерти, которой не был должен, но которой Он подвергся ради нас, дабы нас, подвергнувшихся смерти в силу долга (епофиломенос) освободить (или «искупить» – литроситэ) от рабства диаволу и смерти; смерти же, имею в виду, и по духу и по телу, во времени и в вечности; потому что за нас – повинных по причине греха, – дав в искупление Свою – невинную по причине безгрешности – Кровь, Он искупил нас от вины, отпустив нам грехи и рукописание их на Кресте разорвав, искупил нас от тирании диавола».
Св. Иоанн Дамаскин: «Он умирает, приемля за нас смерть, и за нас приносит Себя в жертву Отцу; ибо мы согрешили пред Отцем, и Ему надлежало принять цену искупления за нас, чтобы таким образом нам освободиться от осуждения».
Св. Максим Исповедник: «Своим пришествием Он освободил и искупил естество человеков, порабощенное тлению, подвергшееся смерти через свое грехопадение и тиранически управляемое диаволом. Невинный и безгрешный, Он заплатил за людей весь долг, словно Сам был виновен, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Само в выкуп и искупление за нас. Вместо наших тлетворных страстей Он принес Свою животворную страсть – целительное и спасительное врачество всего мира».
Современное православное богословие знает еще два взгляда на искупление, так называемые нравственная и органическая теории.
В нравственной теории основное внимание обращается на этическую сторону жизни Спасителя, как на высочайший пример для подражания и не придается значения искупительным крестным страданиям и смерти, необходимой для уплаты долга Божественной Правде. Митрополит Антоний Храповицкий, приверженец этого нового учения, возникшего в начале ХХ века, говорит: «Телесные муки и телесная смерть Христовы нужны, прежде всего, для того, чтобы верующие оценили силу Его душевных страданий». Таким образом, страдания в Гефсимании выводятся на первый план и затушевывают смысл крестной смерти Иисуса Христа. Это учение признано неправославным.
Сторонники органической теории, считают, что термин «искупление» нужно понимать в переносном смысле и склонны отвергать необходимость уплаты долга Божественной Правде; крестные же страдания являются всего лишь завершением абсолютного Христова послушания. Это послушание, по их мнению, являлось исцелением падшей человеческой природы, которую Христос воспринял с самого рождения. При этом умалчивается понимание греха – как духовного зла в природе человека, а за грех принимаются неукоризненные страсти, которые подлежат исцелению. Таким образом, получается, что Христос уврачевал неукоризненные страсти в самом себе. Но такое утверждение вызывает противоречия, которые не могут разрешить и сами сторонники органической теории.
Грех, как известно, коренится не в природной воле, а в гномической. Другими словами потребность человеческой природы в еде и питье, терпение им боли – не подлежит осуждению. Осуждаются страсти сребролюбия, славолюбия и сластолюбия, которые приводят к преступлениям против Бога, себя и ближнего. Эти страсти, в силу присутствия в человеческой природе первородного греха, постоянно проявляют себя и заставляют человека совершать выбор между Богом и личным грехом. Как известно, Христос не имел гномической воли, то есть перед ним не ставился вопрос: грешить или быть с Богом. Ум, воля и чувства Спасителя были чужды всякого греха и не нуждались в исцелении, поскольку человеческая природа была обожена с момента Воплощения. Поэтому мысли об исцелении в себе Христом человеческой природы, выглядят довольно странно, ведь чтобы исцелить грех в себе, нужно сначала осознать себя грешным. Если же предположить, что Христос исцелял неукоризненные страсти, то такая мысль также вызывает недоумение. При жизни этой победы не состоялось – Христос до конца терпел боль на кресте. Впрочем, перед Господом такая цель и не ставилась, как не ставится такая цель и перед христианами.
Телесная нетленность есть удел будущего века, и сама по себе она не имеет никакого значения, т. к. после Второго славного пришествия Господа Иисуса Христа, когда будет отмена приговора «земля еси и в землю отыдеши», станут нетленными тела как праведников, так и грешников. Поэтому нам видится бессмысленным утверждение о том, что только причастники исцеленной Христом природы, обретут плоды нетления.
Основные заблуждение сторонников этой теории заключаются:
1) в смешивании понятий исцеления и искупления, которые имеют разные смысловые значения;
2) в нежелании различать два образа усвоения во Христе.
Слово искупать кого-либо значит покупать для него свободу какою-либо ценою. Цена, уплачиваемая за свободу, называется выкупом, или искуплением. Все грешники находились и находятся в рабстве греха, и потому под игом осуждения. Господь Иисус Христос, положивший душу Свою и проливший кровь Свою на кресте, искупил всех нас от греха, проклятия и смерти, и потому называется Искупителем. Об искуплении Св. Писание говорит следующим образом: об избавлении от греха В Нем мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Ефес. 1,7), от проклятияХристос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал. 3, 13), от смертиА как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы. имеющего державу смерти т.е. диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству (Евр. 2,14–15). Господь Иисус Христос принес Себя в жертву за всех нас (искупил), т.е. всем приобрел благодать и спасение, но пользуются этим те из нас, которые с своей стороны добровольно принимают участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его (Фил 3,10) посредством живой, сердечной веры, посредством спасительных Таинств, и наконец посредством распинания своей плоти с ее страстями и похотями. Все перечисленное выше входит в процесс исцеления падшей человеческой природы, которое осуществляется божественной благодатью при участии самого человека. Исцеление стало для нас возможным в силу искупления, выкупа, и потому оправданные кровью Христовой, мы имеем право пользоваться плодами искупления в духовной врачебнице – Церкви. Исцеление, совершенное Христом, нужно понимать не как действие, совершенное в отношении воспринятой Им человеческой природы, а как возможность стяжания христианами Святого Духа в течение всей земной жизни.
Разница между терминами искупление и исцеление сходна с различием в понимании относительного и естественного усвоения во Христе. Как искупление не есть исцеление, так относительное восприятие Иисусом Христом нашей вины не есть восприятие неукоризненных страстей для их исцеления. О двух образах восприятия можно прочитать у св. Иоанна Дамаскина:
«Должно еще знать, что усвоение бывает двоякое: одно – естественное и существенное, а другое – личное и относительное. Естественное и существенное – то, соответственно коему Господь по человеколюбию принял естество наше и все наши естественные свойства, действительно и истинно став человеком и испытав то, что принадлежит нашему естеству. Личное же и относительное усвоение бывает, когда кто-либо ради известного отношения, например, ради сострадания или любви, принимает на себя лицо другого и вместо него говорит в пользу его речи, к нему самому нисколько не относящиеся. Соответственно этому, Господь усвоил Себе и проклятие, и оставление наше, и подобное, что не относится к естеству, – усвоил не потому, что Он есть или соделался таковым, но потому, что принял наше лицо и поставил Себя наряду с нами. Вот что означает изречение: быв по нас клятва (Гал.3,13)».
Слова преподобного опровергают мысль о том, что восточным отцам было не свойственно понимание Христовой жертвы как заместительной за весь человеческий род.
Проповедь об искуплении смертью Богочеловека составляет главный предмет проповеди апостольской и вера в искупление – средоточием нашего верования во Христа. Без этой веры, оправдываемой нашею жизнью и делами, мы не можем быть наследниками вечной жизни и спасения.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Прежде чем начинать учить людей нужно самому научиться,когда человек любит Бога-то ему дается знание от Него,а если этот человек поклоняется безгласным идолам,изделиям рук человеческих и научает так людей то он являясь по сути своей еретиком и примет осуждение от Святого Бога,если слепой ведет слепого то не оба-ли упадут в яму ?!!!

Artem комментирует...

Честно говоря не понял, что вы хотели сказать.