Богословский комментарий на книгу профессора МДАиС А. И. Осипова «Посмертная жизнь» Какую человеческую природу воспринял Бог Слово?

Профессор А. И. Осипов, «корректируя» различные точки зрения на первородный грех, в контексте учения о Жертве Христовой затрагивает вопрос и о том, какая природа воспринята была Христом. Он пишет: «При трактовке первородного греха как виновности всех людей (учение Католической Церкви) делается и ложный вывод, что Бог Слово воспринял не нашу, а первозданную нестрадательную, несмертную, нетленную природу первого Адама. Так учили, осужденные Вселенскими соборами монофизиты, монофелиты, арфатодокеты… Эта на первый взгляд чисто умозрительная ошибка в действительности, оказывается, приводит к роковым для христианства последствиям – фактическому отрицанию смысла крестных страданий».1


Выше мы уже смогли убедиться в неверном взгляде А. И. Осипова на Жертву Христову как на исцеление в Самом Христе тленности, смертности.
В вышеприведенном высказывании А. И. Осипова содержится весьма серьезная и еле заметная подмена-ошибка. В чем она состоит?
Для наглядности приведу еще одно высказывание свт. Льва Великого, которое является каноническо-символическим текстом в точности излагающим православную христологию.
«Посему истинный Бог родился в подлинном и совершенном естестве истинного человека: всецел в своем, всецел в нашем. Нашим же называем то, что Творец положил в нас в начале, и что Он хотел возвратить нам». И далее свт. Лев поясняет в чем качественно выражалось состояние человеческой природы во Христе: «Ибо в Спасителене было и следа того, что привнес в человека искуситель, и что человек допустил в себя… Он воспринял образ раба без скверны греха».2
Чистота, непорочность и непричастность греху Господа по человеческому естеству были Ему присущи благодаря именно непорочному рождению. Он, как подчеркивает свт. Григорий Палама, «был единственным, не зачатым в беззакониях, ни во грехах чревоносим».3 И далее Святитель Фессалонитский учит: «Победитель дьявола – Человек, будучи Богочеловеком, приял только корень (т.е. самое лишь естество) человеческого рода, но не грех». При этом он уточняет, что под словом грех необходимо понимать именно страстное зачатие, которое является законом греха и тления: «…будучи единственным, Который не был зачат в беззакониях, и не во грехах чревоносим, то есть – не в плотском услаждении страсти, и нечистых помыслах человеческого естества, загрязнившегося вследствие преступления…».4
Относительно нестрадательности и нетленности необходимо сказать, что по учению свт. Афанасия всякая тварная и ограниченная природа по своей сущности конечна, смертна и тленна. Нетленность и бессмертие первозданный человек имел лишь по благодати, как дар. Но в данном случае, когда речь идет о человеческой природе Христа, мы прежде всего должны указать:
  • Восприятие человеческой природы означает то, что Бог Слово в утробе Богоматери творит из её пречистых кровей человеческое естество по образу первого происхождения Адама (Свт. Лев Великий).
  • Это человеческое естество никогда не существовало вне ипостаси Богочеловека (Свт. Лев Великий. Окружное послание к архиепископу Флавиану Константинопольскому).
  • Господь в самом рождении изгоняет закон греха и тления, которым является страстное рождение.
  • Он рождается непорочно, тем самым, став новым Человеком, новой чеканки (16 омилия свт. Григория Паламы), то есть свободным от закона греха и тления.
  • Если бы Он был бы наследником ветхой адамовой чеканки, «то не смог бы восприять в Себя полноту чистого Божества и стать источником неоскудевающего освящения» (Свт. Григорий Палама).5
  • Его человеческая природа была всецело обожена с самого зачатия,6поэтому наша природа и получила при самом зачатии и рождении исцеление.7
  • Но и после теснейшего единения двух природ их естества остались несмешанными, и свойства каждой из них пребывали неповрежденными.8
  • Плоть же Господа по причине ипостасного единения обогатилась божественными энергиями.
  • При этом плоть по своему естеству сама по себе оставалась смертной, а в силу ипостасного единения с Божеством была животворна.9
  • Но она как тварная и ограниченная по своей сущности имела свойства страдать и умереть (Свт. Лев Великий. Окружное послание к архиепископу Флавиану Константинопольскому).
  • Однако все эти свойства действовали в пределах человеческого логоса, не имели безусловного и довлеющего характера как в человеке. По этой причине прп. Иоанн Дамаскин и говорит, что они действовали «сообразно нашему естеству и превыше нашего естества».
  • Господь по своей человеческой природе, будучи непричастен греху, непорочен и свят, имел склонность к добру и отвращение ко злу.10
  • Человеческое хотение следовало и подчинялось, и желало того, что хотела Его божеская воля (Орос VI Вселенского собора).11
Поэтому православная христология занимает место между несторианской христологией христоносного человека постепенно достигающего совершенства и христологией нетленников арфатодокетов, утверждавших, что по человеческой природе Он был нетленен и не смертен. Профессор же А. И. Осипов, пытаясь создать понятную и доступную для любого человека схему божественного домостроительства, неизбежно приходит к несторианским воззрениям.
Святые Отцы Церкви избегали создания логических схем там, где явлено было Божественное таинство. «Великое таинство Вочеловечения Божества всегда остается таинством», – подчеркивает прп. Максим Исповедник. Поэтому человек на него может лишь смотреть очами глубокой веры и с величайшим трепетом. «С верою рассмотрим таинство Божественного Вочеловечения, – говорит прп. Максим Исповедник, – и только в простоте (сердечной) прославим Соблаговолившего ради нас стать человеком. Ибо кто, уповая на силу логического доказательства, может сказать, каким образом происходит зачатие Бога Слова? Как возникает плоть без семени (мужского)? Как могло быть рождение без тления? ...А наиболее таинственное (из всего): как Слово по ипостаси существенно пребывало во плоти, будучи все целиком по сущности и ипостасным образом во Отце? ...Эти таинства вмещает одна только вера, будучи осуществлением вещей (Евр. 11, 1) превышающих ум и разум».12

СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1А. И. Осипов. Указ. Сочин. с. 48-49
2Деяния Вселенский соборов. Т. 2, с. 233
3Свт. Григорий Палама. Омилии (Беседы). Указ. Сочин., с. 157
4Там же, с. 156
5Свт. Григорий Палама. Омилии (Беседы). М. Паломник. 1993, ч. 3. Беседа на спасительное Рождество по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с.183
6Прп. Иоанн Дамаскин. Указ сочин., с. 279
7Прп. Иоанн Дамаскин.
8Там же, с. 280
9Там же, с. 280
10Прп. Иоанн Дамаскин. Указ сочин., с. 268
11Там же, с. 282
12Прп. Максим исповедник. Творения. М. Мартис. 1993, кн. 1, Различные богословские и домостроительные главы, гл.12, 13, стр. 259-260

Комментариев нет: