Богословский комментарий на книгу профессора МДАиС А. И. Осипова «Посмертная жизнь» Можно ли молиться за неправославных? [c. 203]

Молиться можно, но есть разные виды молитв. В храме за инославных молиться нельзя, т.к. они не принадлежат Церкви. На дискосе во время совершения проскомидии изображена вся Церковь и на четвертой и пятой просфоре мы поминаем о здравии и упокоении только православных христиан: Святейших Патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов, благочестивых царей и т.д.

Прп. Амвросий Оптинский в своем особом письме «О церковном поминовении христиан неправославных» дает исчерпывающий обзор и приводит цитату из Свщмч. Дионисия Ареопагита: «невозможно, чтобы к Единому вместе приводимы были и миротворного единения с Единым были причастниками люди, разделенные между собою». Далее преподобный Амвросий пишет: «но по закону любви Церковь наша молится о соединении церквей, т.е. о обращении иноверных еще при жизни их с той мыслью, чтобы Господь, ими же веси судьбами, обратил их к свету истины и привел их на путь спасения. Если обратятся, то добро и благо; когда же при жизни своей не обратятся, по неведомым нам судьбам Божиим, то по смерти их Церковь уже не может их поминать, т.к. они не имели общения с Нею при своей жизни».1
Также говорит о невозможности церковного поминовения инославных, а только на частной молитве, Святитель Феофан Затворник: «Замедлил я ответом вам. Прошу извинить. Спрашиваете, как поминать умерших в сектанстве родителей ваших! В своей частной молитве поминайте их и молитесь о них, обращаясь к беспредельной милости Божией, и ей предавайте их участь. В церкви же нечего их поминать. Церковь молится о чадах своих, да сохраняют веру свою и преуспевают в ней, о сущих же вне Церкви молится – обратить их к вере и присоединить к Церкви. < … > Умирающие вне веры и Церкви похожи на самоубийц… О самоубийцах Церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе неразрешенном, - не очищенном покаянием …». И в другом письме он говорит: «Вне Православной Церкви нет истины. Она единая верная хранительница всего заповеданного Господом через Святых Апостолов, есть потому настоящая Апостольская Церковь. Иные потеряли Церковь Апостольскую… Вздумали сами построить такую церковь, и постороили и имя ей такое придали. Имя придали, а существа сообщить не могли».2

СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1Собрание писем оптинского старца Амвросия. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2003, с.397
2Душеполезные поучения cвт. Феофана Затворника. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 1998, с.41

Комментариев нет: