Богословский комментарий на книгу профессора МДАиС А. И. Осипова «Посмертная жизнь» Бесполезно ли вынимать частицы из просфор за умерших?

Профессор А. И. Осипов, обличая условия в которых находятся нынешние храмы, нередко сильно переполняемые молящимися, делает весьма опасные выводы и утверждения. Они состоят прежде всего в том, что вера большинства в то, что якобы богослужебное поминовение, «которое независимо от молитвенного участия священника принесёт спасительный плод «в силу совершённого действия»» превращает в магию священнодействие. [с. 127]



А. И. Осипов смешивает такие понятия как: качество молитвы личной, необходимое для получения благодати Божией и личного соединения с Богом, и общественная церковная молитва, поминовение.
И в доказательство своего постулата А. И. Осипов приводит цитату свт. Иоанна Златоуста, в которой Святитель Константинопольский вовсе не отменяет спасительность и действенность общественной церковной молитвы, а лишь подчёркивает необходимость кроме участия в Таинствах вести личную борьбу со страстями. Поэтому он и заключает: «…ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую, чуждую всякого греха».1
Во-первых, заметим, что независимо от качества совершаемого православного богослужения, оно никогда не является магией. Прежде всего потому, что магия – это обращение к демонам и призывание их «помощи» в делах греховных. Богослужение православное, молитва – это всегда обращение к Богу Истинному и живому. Мы не оспаривем факта необходимости соблюдения чинности в богослужении и стремления к молитвенному предстоянию священника. Но неоспорим тот факт, что в сознании Православной Церкви поминовение на Литургии является всегда самым благотворным и действенным.
Свт. Иоанн Златоуст в частности подчеркивает, что всякая церковная молитва имеет больше силы и дерзновения, чем совершаемая дома и наедине, что нет ничего сильнее и равного ей.2 Он же свидетельствует о том, что поминовение усопших за Литургией является установлением самих Апостолов.3
По мысли свт. Феофана Затворника, во время принесения Бескровной Жертвы, «Господь устами Церкви возносит ходатайственное моление к Триипостасному Богу об отшедших».4
В христианских храмах, по выражению того же Святителя, совершается «безостановочное поминовение всех христиан Вселенской Церкви». «Православная Церковь верует, что Божественная литургия, молитвы и милостыня, приносимые живыми за усопших, освобождают от уз ада их души и содействуют им в достижении вечного воскресения».5
В Послании Восточных Патриархов о важности церковного поминовения и его действенности говорится следующее:
«Облегчение же получают они (т. е. люди, впадшие в смертные грехи и не успевшие принести плодов покаяния), по безконечной благости, через молитвы Священников и благотворения, совершаемые за умерших; а особенно силою безкровной Жертвы, которую в частности приносит Священнослужитель для каждого христианина о его присных, вообще же за всех, повседневно, приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».6
Что же касается смущения А. И. Осипова относительно принесения спасительного действия душе умершего молитвы священника в силу ex opere operatum, то обратимся к пояснениям свт. Феофана Затворника: «Священник, представитель Церкви и Господа – Главы её – возносит ходатайственную молитву силою Господа и по случаю одного имени молится за всех. Как луч молнии проходит из конца в конец по небу, так молитва сия – по всем отшедшим. Вслед за нею и милостивый взор Бога».

СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1А.И. Осипов. Посмертная жизнь. М. Даръ. 2006, с.127
2Свт. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. СПб.1906, т. 1, с. 511, 557
3Там же, т. 11. с. 248
4Архим. Георгий (Тертышников). Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М. Сретенский монастырь. 1999, с.296
5Там же, с. 297
6Цит. по. Догматические послания православных иерархов XVII-XIX вв. о православной вере. СТСЛ. 1995, с. 183

Комментариев нет: