"Как праведники будут блаженствовать зная о мучениях грешников?" Артем Рыжов

В эфире канала «Союз» ведущий задал проф. Осипову вопрос:
«Еще один частый вопрос, который задается, к нам приходит в редакцию. В Царствии Божием в Царстве Небесном все будут счастливы, но если человек будет знать, что его родные, которых он любил при жизни не спаслись вот и имея в себе это осознание, что они мучаются будет ли он испытывать полноту блаженства при этом?»[1]

Так как проф. Осипов отрицает вечные муки то понятно какой ответ он дал:
«Вы знаете этот вопрос упирается в другой вопрос совсем. Опять вот то о чём только сейчас с вами говорили, вопрос очень серьёзный, в высшей степени, а может ли иметь такое место чтобы в конечном счёте Бог зная, что данный будущий человек, которого сейчас еще нет, но который может родиться, зная, что он изберет зло и потому пойдёт в нескончаемую муку, может ли Бог будучи любовью дать ему бытие? Вот где вопрос, сначала надо разрешить этот вопрос. Если может Бог будучи любовью дать родиться тому кто пойдёт на нескончаемые мучения тогда можно говорить об этом вопросе, как это возможно блаженство одних, которые знают, что другие мучаются, если же этого не может тогда вопрос снимается.»[2]
Проф. Осипов сказал: «…а может ли иметь такое место чтобы в конечном счёте Бог зная, что данный будущий человек, которого сейчас еще нет, но который может родиться, зная, что он изберет зло и потому пойдёт в нескончаемую муку, может ли Бог будучи любовью дать ему бытие?»
И мне вспомнилось изречение св. Феофана Затворника:
«Ты стоишь за благость и милосердие Божие. Но речь твоя имела бы смысл, если бы вечность мук определили люди – безжалостные и неумолимые ригористы. Тогда резонно было бы возразить им: «Ваше положение не может быть принято, потому что оно противно благости Божией». Но когда такое определение постановил сам Господь, – всеблагий и всемилостивый, то уместно ли как бы в лице говорить Ему: «Быть не может, это противно Твоей благости?» Как будто бы Он говорил не знать что? Разве Он переставал быть благим, когда изрек сие? Конечно, нет. А если не переставал быть благим, то нет сомнения, что такое определение совершенно согласно с Его благостью.»[3]
И св. Иоанн Златоуст писал:
«Не говори мне: где же справедливость, если мучение не будет иметь конца? Когда Бог делает что-либо, повинуйся Его определениям и не подчиняй их умствованиям человеческим.»[4]
Надо только заменить слова: «где же справедливость» на «где же любовь Господня».
Похоже, что проф. Осипов не хочет повиноваться определениям Бога а желает умствовать…
И хотя я не профессор богословия всё – таки попробую дать ответ на вопрос заданный ведущим.
Итак какая существует связь между блаженством праведников и мучением грешников?
Св. Григорий Двоеслов писал об этом:
«Итак, для того чтобы грешники терпели в аду большее наказание, они и славу тех, которых презирали, видят, и опасаются наказания тем, которых бесполезно любили. Но надобно думать, что прежде воздаяния на последнем суде нечестивые видят некоторых праведников в покое, для того чтобы, видя их в радости, мучились не только от своего наказания, но и от их блаженства. А праведники всегда видят неправедных в мучениях, для того чтобы отселе увеличивалась их радость; потому что они видят то бедствие, которого по милосердию избегли; и тем большую воссылают благодарность своему Искупителю, чем яснее видят в других то, что могли терпеть сами, если бы оставлены были. Впрочем, видимое наказание нечестивых отнюдьне помрачает в душе праведников светлости толикого блаженства; потому что, где уже не будет сострадания к бедствию, там, без всякого сомнения, оно не будет иметь силы к уменьшению радости блаженствующих. Что ж удивительного, если праведники, смотря на мучения неправедных, умножают тем свои радости, когда и в живописи черный цвет полагается в основание, дабы яснее был видим белый или красный? Ибо, как сказано, радость для добрых тем более увеличивается, чем яснее они видят своими глазами те несчастья осужденных, которых избежали. И хотя им для полного наслаждения достаточно и своих радостей, однако ж они, без сомнения, всегда видят бедствия нечестивых, потому что те, которые видят славу своего Создателя, не могут не видеть того, что совершается в создании.»[5]
Итак грешники видят блаженство праведников чтобы «мучились не только от своего наказания, но и от их блаженства».
А праведники видя мучения грешников испытывают блаженство так как «радость для добрых тем более увеличивается, чем яснее они видят своими глазами те несчастья осужденных, которых избежали.»
А вот ответ на вопрос ведущего: «видимое наказание нечестивых отнюдь не помрачает в душе праведников светлости толикого блаженства; потому что, где уже не будет сострадания к бедствию, там, без всякого сомнения, оно не будет иметь силы к уменьшению радости блаженствующих.»
Приведу еще высказывание св. Феофана Затворника:
«У вас еще прописано: «Как праведные будут наслаждаться невозмутимым счастьем при сознании, что где-то страдают живые существа и будут непрестанно страдать? Если они возмогут быть счастливыми, то они перестанут быть праведными, и такая безучастность к ближним на небе ввергла бы их в ту же геенну, от которой они избавились, практикуя сострадание и любовь к страждущим на земле». – Это чисто адвокатский прием – пускать пыль в глаза софизмами. Если праведников за несострадание к отверженным осужденникам – в ад, то Бога-осудителя куда?! – Вы все забываете, что ад не человеческая выдумка, а Богом учрежден, и по Божиему же присуждению будет наполнен. Так открыл Он нам в слове Своем. Если так, то стало быть такое действие не противно Богу и не нарушает, скажем так, внутренней гармонии божеских свойств, а напротив – требуется ею. Если в Боге так, то как это может расстраивать блаженное благонастроение праведных, когда они един дух суть с Господом? Что Господь считает правым и должным, то и они. Сочтет Господь должным послать в ад нераскаянных, так будут сознавать ею и они. И состраданию тут места нет. Ибо отверженные Богом отвергнуты будут и ими; чувство сродности с ними пресечется.»[6]
Таким образом муки грешников не расстраивают «блаженное благонастроение праведных» так как праведники «един дух суть с Господом!» и «Что Господь считает правым и должным, то и они.»


[1] Вторая встреча с проф. А.И.Осиповым в Московской студии ТК Союз. Часть 1 (ТК Союз 2010-12-08)
46 мин. 46 с. – 47 мин. 10 с.
[2] Вторая встреча с проф. А.И.Осиповым в Московской студии ТК Союз. Часть 1 (ТК Союз 2010-12-08)
47 мин. 10 с. – 48 мин. 31 с.
[3] Святитель Феофан Затворник, Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни, письмо: «2. О вечности мучений нераскаянных грешников.»
[4] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра,
2005 г., том 10, Беседа 9 на 1 Послание к Коринфянам, стр. 87
[5] Святитель Григорий Двоеслов. Беседы на Евангелия: В 2 книгах. – М.: Издательство Московского Подворья Свято – Троицкой Сергиевой Лавры, 2009. – 440 с., Беседа 40, говоренная к народу в храме святого мученика Лаврентия в Неделю вторую по Пятидесятнице. О воздаянии в вечной жизни за добрые дела и худые, стр. 425 - 426
[6] Святитель Феофан Затворник, Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни, письмо: «2. О вечности мучений нераскаянных грешников.»

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Увидел , что вы , какие-то ублюдки. Ответ на вопрос не был дан. Поздравляю вас с возможностью получать удовольствие рядом с мучениями других. Я так не умею