"Об участи Вифлеемских младенцев" прот. Георгий Городенцев

Протоиерей Георгий Городенцев о младенцах, умерших не крещеными. …

11 января (по н.ст.) совершается память 14 тысяч Вифлеемских младенцев, от беззаконного Ирода убиенных. Когда в свое время мне пришлось писать о загробной участи не крещеных младенцев, то, помнится, мои оппоненты постоянно приводили этих пример убиенный деток, как, якобы, подтверждающий, что все младенцы по смерти идут в рай. А какова же по учению Православной Церкви участь Вифлеемских младенцев на самом деле?

Согласно учению Православия до того, как Господь совершил на Кресте Искупление рода человеческого, души всех людей по смерти шли в ад, однако души праведников шли в особое место ада – на лоно Авраамово, где не было адских мучений, но там не было и райской радости. Поэтому и души Вифлеемских младенцев по своей мученической смерти пошли в ад, на лоно Авраамово. Это очевидно из следующего. Господь сказал об св.Иоанне Крестителе» «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф.11,11), т.е. по своим добродетелям Предтеча был выше всех. Но по мученической кончине его душа идет в ад, как об этом сказано в тропаре Крестителю: «Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога»; идет по общему закону для всех людей, живших до Искупления, содеянного Христом. Совершенно очевидно, что такая же участь до Искупления была и у младенцев Вифлеемских, которые по своим добродетелям, согласно неложному слову Спасителя (ср.Мф.11,11), уступали Предтече, поэтому и не могли, как некоторые думают, сразу же по своей смерти за Христа войти в рай, хотя такая смерть – это величайшая добродетель.

Однако, когда Господь совершил на Кресте Таинство нашего Искупления, то Он затем, во время Своего Воскресения извел из ада души всех ветхозаветных праведников (в том числе, и души Вифлеемских младенцев), находившихся на лоне Авраамовом, а также и души тех грешников, которые поверили Его проповеди (ср.1 Пет.3,18-20). Именно это изведение из ада душ человеческих изображено на канонической иконе «Воскресения Христова», которую некоторые ошибочно называют «сошествие во ад».

Таким образом, пример Вифлеемских младенцев подтверждает именно православное учение об участи всех детей, умерших некрещеными, а именно то, что их души по смерти идут в ад, поскольку, из-за отсутствия Крещения, на них не распространяются плоды Искупления. Правда, согласно некоторым православным источникам, можно высказать мнение, и ранее я его действительно высказывал, что у благочестивых христианских родителей души их некрещеных деток, умерших, например, в результате несчастного случая при родах, идут, подобно Вифлеемским младенцам на лоно Авраамово или подобное ему место в аду. Где личные молитвы родителей за этих деток приносят им отраду и утешение. Души же детей нечестивых родителей, в том числе и деток, погибших в результате абортов, из-за злобы своих родителей в аду страдают. Но в том случае, если их родители возвращаются или переходят в Православие, приносят покаяние, в том числе и за аборты, молятся своей личной молитвой за своих умерших или абортированных деток, то души последних по этой молитве могут также перейти на лоно Авраамово или подобное ему место в аду, где нет мучений.
Что же касается дальнейшей участи всех этих младенцев, то доподлинно она нам неизвестна, но, думаю, отнюдь не безнадежна. Об этом также можно иметь мнение, впрочем, выходящее за пределы этой короткой статьи.

Протоиерей Георгий Городенцев (Одесса), специально для «Русской народной линии»

12.01.2012

Комментариев нет: