Богословский комментарий на книгу профессора МДАиС А. И. Осипова «Посмертная жизнь» Является ли Страшный суд страшным и почему? Делает ли выбор сама душа или Бог определяет участь человека?

Проф. А. И. Осипов пишет: «По учению Церкви, по всеобщем воскресении человек вновь получает тело, восстанавливается полнота его духовно-телесной природы. Это возвращает волю к самоопределению и, следовательно, последнюю возможность обращения к Богу, духовного обновления и полного исцеления – в отличие от посмертного состояния души, которое полностью определялось характером земной жизни. Отсюда и страшность Последнего суда – человек навсегда решает свою вечную участь».1



Мысль о самостоятельном самоопределении души на Страшном суде профессором проговаривается не один раз2 и в основе этой мысли лежит твёрдая уверенность в трёх «истинах»:
  1. что и на Суде Господь не судит, не наказывает, не совершает насилия над человеком, сохраняя свободу выбора человека и проявляя свою любовь,
  2. до Страшного суда период загробной жизни – это время самоопределения,
  3. На Страшном суде завершится процесс становления и самоопределения.3
Важно отметить, что проф. А. И. Осипов утверждает, что высказанные им тезисы не являются какими-то частными мнениями, а отождествляет их с учением Церкви. Тем не менее, он в качестве подтверждения церковности высказанных им мнений не приводит ни одного подтверждения из Священного Писания и творений Святых Отцов Церкви. Приведённые им высказывания прп. Исаака Сирина и свт. Иоанна Златоуста лишь раскрывают учение Церкви о свойствах Божиих любви и благости. Никто не станет оспаривать того, что «Потому Он уготовал геенну, что Он - благ».4
Проф. А. И. Осипов в своем учении о Боге как абсолютной любви постоянно отрицает другие Его свойства, и прежде всего, справедливость и мздовоздаяние.
Свт. Иоанн, упрекая тех, которые отрицают вечность наказаний в геенне, пишет: «Но скажешь, так поступают люди, а Бог человеколюбив? Во первых и люди так поступают (т.е. наказывают) не по жестокости, а по человеколюбию; и Бог так наказывает потому, что Он человеколюбив; по величию милости Его велико и наказание Его. Следовательно, когда ты говоришь, что Бог человеколюбив, то тем более доказываешь справедливость наказания, если мы грешим против такого Существа. Посему и Павел говорит: страшно есть еже впасти в руце Бога Живаго (Евр. 10, 31)».5
Относительно того, что на суде Господь являет Себя как настоящий справедливый судья, Который Сам вершит суд над человеком, а не предоставляет делать душе выбор, свт. Иоанн Златоуст пишет:
«Скажи мне, неужели мы ничем не отличаемся от свиней и ослов? Если нет ни суда, ни воздаяния, ни судилища: то для чего мы почтены таким даром – словом, и всё мы имеем в подчинении? Для чего мы начальствуем, а то подначально? Смотри, как дьявол теснит нас со всех сторон своими убеждениями, чтобы мы не знали дара Божия… Повидимому он отвергает суд; а этим отвергается бытие Бога; ибо дьявол всегда таков, - всё предлагает с хитростью, а не прямо, чтобы мы не остерегались.Если нет суда, то Бог, судя по человечески несраведлив, то Он и не Бог; когда же Он не Бог, - все пошло просто: нет ни добродетели, ни порока».6
А в другой беседе «О страшном суде и воздаянии грешникам» свт. Иоанн подтверждает учение о реальности суда и служении Господа как судии, а не пассивного наблюдателя за самоопределением человека: «Будем, увещеваю, возлюбленные, избегать порока и избирать добродетель, дабы нам не посрамиться в день откровения дел. Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, говорит Павел, да примет кийждо, яже содела, или блага, или зла (2 Кор.5, 10). Будем же иметь в душе это судилище и представим, что оно теперь существует, что судия сидит и все открывается и выставляется на вид. Ибо нам нужно будет не только предстать, но и открыться…Обличу тя, говорит Господь, и представлю пред лицем твоим грехи твоя (Пс.49, 21)».7
Ни Священное Писание, ни Святые Отцы Церкви не учат ничего о Суде как последней возможности обращения души к Богу, о решении самим человеком навсегда своей участи, завершении процесса самоопределения.
Прп. Иустин (Попович) подчеркивает:
  1. Последний Всеобщий суд «будет судом всеобщей правды и абсолютной милости Божией, так как Господь всех и каждого будет судить по Своей бесконечной правде и бесконечной милости».8
  2. Поэтому Бога никто не сможет обвинить в несправедливости.9
  3. На Страшном суде «ничего не будет упущено и забыто», «ни преувеличено, не уменьшено, но всё будет беспристрастно утверждено и непогрешимо взвешено».10
  4. Страх и ужас Страшного суда для грешников будет состоять в том, что «в это мгновение все они ясно осознают и со всей очевидностью увидят, что Иисус Христос действительно воплотился ради спасения всех, пострадал за всех, всем дал в Церкви благодатные средства спасения».11
  5. Господь после отделения праведников от грешников «праведных удостоит вечного блаженства в Царствии Божием, а неправедных – вечных мук в царстве дьявола».12
Опасность тезисов проф. А. И. Осипова заключается в том, что он Бога постоянно представляет в качестве безликого наблюдателя за действиями человека, Который никогда не вмешивается в его жизнь и судьбу. Это, заметим индуистское представление о Боге Брахме, который лишь охраняет законы мироздания, но не меняет ничего и не вмешивается ни во что.

СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1А.И. Осипов. Посмертная жизнь. М. Даръ. 2006, с. 142
2Там же, с. 143
3Там же, с. 147 «Итак, на Страшном Суде будет окончательно завершен процесс становления и самоопределения личности. На нём совершится своего рода подведение итога не только земного, но и посмертного духовного пути человека, то есть всего его бытия в состоянии падения».
4А.И. Осипов. Посмертная жизнь. М. Даръ. 2006, с. 143
5Свт. Иоанн Златоуст. Собрание поучений. СТСЛ. 1995, кн.2, с. 522
6Там же, с. 524. Беседа 200. К неверующему в суд и воздаяние.
7Свт. Иоанн Златоуст. Собрание поучений. СТСЛ. 1995, кн.1, с. 376
8Прп. Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви. Эсхатология. М., с. 127
9Там же, с. 127
10Там же, с. 127
11Там же, с. 128
12Там же, с. 128

Комментариев нет: