Проф. Осипов обманул архим. Тихона Шевкунова? Артем Рыжов.


28 марта 2013 года в резиденции Московских митрополитов в Черкизове проходила встреча с архим. Тихоном Шевкуновым на которой все желающие могли задать отцу Тихону свои вопросы. Отцу Тихону был задан вопрос: "Ваше отношение к ситуации вокруг Алексея Ильича Осипова?"
Отец Тихон отвечая на вопрос посетовал: "Вся эта «шарманка», которую вокруг него закрутили – то он неправильно верит в Причастие, то он неправильно верит в спасение, то неправильно верит в вечные муки… Не знаю, я не богослов и не дерзну я спорить с нашими великими богословами."[1]
Отец Тихон лично поинтересовался у проф. Осипов как тот верит относительно вечных мук: "Или про вечные муки. Он ответил примерно так: «Слушайте, как в Евангелии написано, так и есть. Но я верю в бесконечно милосердие Божие, что Господь как-то так устроит, как мы даже не понимаем». Скажу вам честно – я тоже в это верю, что у Бога не будет несправедливости. Если Алексей Ильич верит в то же самое, то, что обсуждать – вечные муки или не вечные. Это не наше дело. В Евангелии сказано, мы этого и придерживаемся. Но мы знаем, что у Бога и несправедливости тоже не будет."[2]
Верит ли проф. Осипов в согласии с Евангелием относительно вечных мук, как он сказал отцу Тихону? Давайте выясним.
В Евангелии сказано, что Господь отделит грешников от праведников и скажет им "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Мф. 25, 41-46)."
Господь направит грешников в вечную муку а праведников в вечную жизнь, Святые Отцы, чье толкование для православных христиан обязательно к использованию по 19 правилу 6 Вселенского Собора, говорят о том, что вечные муки грешников так же бесконечны как и вечная жизнь праведников, и о муках и о блаженстве сказано одним и тем же словом "вечные".
Свят. Феофан Затворник писал, что некоторые лжетолкователи "Пытались дать слову вечный кри­вое толкование — не верующие, а неверы,— буд­то вечный означает здесь относительную веч­ность: долго-долго, но не без конца,— долго так, что эта длительность покажется вечностию, но все же и конец будет. Что такое толкование кри­во, обличает тут же стоящее другое слово: в живот (жизнь. — Ред.) вечный. Живот вечный и кривотолки разумеют как имеющий быть без конца. Так надо понимать и муку вечную. Оба изречения стоят в одинаковых условиях. Что ра­зумеется об одном, нельзя того отрицать у дру­гого. Если живот без конца, то и мука без конца."[3]
Свят. Василий Великий писал о том же: «Господь то решительно говорит, что пойдут сии в муку вечную (Матф. 25, 46), то отсылает иных в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам (- 41), а в другом месте именует геенну огненную, и присовокупляет: где червь их не умирает, и огнь не угасает (Марк. 9, 47. 48), и еще древле о некоторых предрек через Пророка, что червь их не умрёт, и огонь их не угаснет (Ис. 66, 24): потому, если при таком числе подобных свидетельств, находящихся во многих местах бугодухновеннаго Писания, многие еще, какбы забыв о всех подобных изречениях и определениях Господних, обещают себе конец мучению, чтобы свободнее отважиться на грех: то сие, конечно, есть одна из козней диавольских. Ибо если будет когда нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не смеем думать сего о жизни, то какое основание полагать конец вечному мучению? И мучению и жизни равно придается одно слово: вечный. Сказано: пойдут сии в муку вечную а праведники в жизнь вечную.»[4]
Блаж. Иероним Стридонский толкует так же: «Благоразумный читатель, обрати внимание на то, что и наказания вечны, и вечная жизнь не должна иметь впоследствие какого – либо конца»[5]
Святые Отцы в своих толкованиях пишут однозначно, что вечные муки не имеют конца и что только так и можно понимать это место в Евангелии.
Теперь выясним как на этот вопрос смотрит Алексей Ильич. В своих книгах и лекциях он пытается обосновать ложную концепцию двух параллельных линий Святых Отцов, в которой одна линия Святых верила в вечность мук а другая утверждала, что они будут временные.
В одной из лекций проф. Осипову был задан вопрос:
"Уважаемый Алексей Ильич в одной из ваших лекций вы говорите о возможном всеобщем спасении, тем не менее эта точка зрения некоторыми людьми считается неправославной. Поясните все-таки ваши мысли о возможности всеобщего спасения.
Ответ: Я вам скажу так существует два ряда мыслей или учения Святых Отцов по этому вопросу, два ряда вы слышите, один всем нам хорошо известный ряд, что будут вечная жизнь и вечная погибель, всем известно. Другой целый ряд Отцов говорит иное."[6]
Далее в этой лекции проф. Осипов приводит цитаты Святых Отцов, которые якобы говорят о невечности мук, приводимые цитаты по большей части вырваны из контекста и подвергнуты ложному истолкованию с целью подогнать под свою точку зрения, практически все эти цитаты разобраны в моих статьях и видеороликах, которые доступны в интернете поэтому в этой статье я не буду заниматься их разбором.
Проф. Осипов в той же лекции: "Вы, что думаете эти все святые сколько я вам насчитал наверное около десятка Святых, вы знаете, они наверное никогда не читали Евангелие где сказано "и пойдут сии в муку вечную" да? Не читали? Только мы читали?! Или это их частное мнение, простите частное мнение у одного, но у двух ну ладно уж у трех святых, здесь сколько Святых, так, эти все святые, вот эти святые все отвечают на тяжелейший вопрос христианского вероучения знаете какой? Для чего же Бог дает жизнь каждому человеку? Ведь Он же знает, что это будет, кто это будет, изверг рода человеческого, на самом дне ада будет, и Он дает ему жизнь, для чего тогда, вот вопрос, вот эти святые, которые я вам перечислил они отвечают на этот вопрос, да, будут муки, тот же Исаак Сирин пишет по этому поводу: "Хотя геенна и ограничена, но страшен вкус пребывания в ней и никто не знает какие страдания придется перенести там" будут муки, вот они эта целая плеяда святых утверждают, но они не будут бесконечными, они отвечают на этот вопрос. Другой ряд Отцов все-таки продолжает, что муки будут вечными, но никто из них не отвечает на этот вопрос: "Зачем же тогда Бог дает жизнь человеку?", бытие человеку, вы слышите, но скажу вам так это две параллельные линии, вот один ряд Отцов и другой, но все они сходятся в одном, вот эти параллельные вдруг меняют свое направление и пересекаются в точке, какой, вечная жизнь человека будет наилучшей исходя из его духовного состояния, видите это не просто рай или ад, а видимо не зря сказал Господь "У Отца Моего обителей многие суть" слышите? "многие" и там оказывается бесконечное различие будет в состояниях человеческих, вот оказывается какова ситуация, ну теперь вы слышите ну я говорю. 
Ну слушайте ну вот с этими Святыми Отцами: Григорием Нисским, Богословом, святым Ефремом Сириным, Исааком Сириным, Иоанном Златоустом, Афанасием Великим ну можно ли и мне тоже так смотреть или нельзя? Вот вопрос, да я знаю, что есть и другое учение, но видите сколько святых, видите и они отвечают на такой важнейший вопрос и я прошу просто позволения тоже так же смотреть."[7]

Алексей Ильич в лекции прямо признается, что придерживается точки зрения о невечности мук.

Важное место в указанной концепции занимает противопоставление между любовью Божией и вечными муками, Алексей Ильич утверждает, что если Бог есть любовь то муки не могут быть вечными:

"Если Бог есть любовь то кощунственно представить себе, что Он сотворил кого-то дал кому-то жизнь только для того чтобы отправить в муку вечную. Получается так ведь да? Бог же мог не дать жизни, да, но дал жизнь, с какой же целью Он же знал, что он пойдет в муку вечную и дал ему жизнь? А вы говорите, что Бог любовь, или или, нет конечно."[8]

Православная вера в то, что муки вечные оказывается является кощунством.

В своей книге проф. Осипов пишет о том же:

"Даже не ставится такой больной вопрос: как совместить христианское учение о Боге-Любви с учением, что эта Любовь дает жизнь тем, о которых знает, что они добровольно изберут зло и подвергнутся нескончаемым мучениям? Хотя совершенно ясно, что Любовь не может совершить подобного, что здесь что-то не то."[9]

Проф. Осипову "совершенно ясно", что Бог-Любовь не может дать жизнь тем кто пойдет в вечные нескончаемые муки, Откровение Евангелия о печальной участи грешников Алексей Ильич отвергает.

Так же в этой концепции проф. Осипов предлагает свое объяснение почему в Евангелии Христос говорит о вечных муках:
"Очень важно понять, что Благовестие Христово носит характер воспитательный, нацеленный исключительно на преображение человека, обожение, а не наполнение его рассудка новой информацией о том мире. Реальности того мира для земного человека всегда остаются тайной.
Этот характер Откровения распространяется в полной мере на все вероучительные истины, включая и возвещение о рае и аде. Слово Бога о бесконечных муках было предельным напряжением голоса Его любви, хотящей спасти человека от ужаса посмертных гееннских страданий. Это вполне понятно – любовь не может не сделать всего, чтобы предупредить и избавить любимого от мучений."[10]

В лекции: "Вся суть только в том, что очень много глупых людей: "Ах не вечные муки? Ура! Сейчас сядем на кол и повертимся на нем." Ох какая красота, лучше не придумать, да? Я думаю, что  психология очень многих людей вот такая примитивная я бы сказал безумная и может по этой причине даже, может быть мы видим вот это предупреждение божественное "пойдут сии в муку вечную" и т д."[11]

Мысль проф. Осипова состоит в том, что Христос с целью избавить нас от временных, но ужасных мучений как бы пугает нас тем, что муки вечные а на самом деле это не так, прот. Димитрий Предеин охарактеризовал такое объяснение как странное или даже инфантильное:
"И совсем уже странно, если не сказать инфантильно, звучит объяснение профессором Осиповым многочисленных текстов Священного Писания, где прямо говорится о вечности мучений грешников: «…Почему с такой настойчивостью Церковь предупреждает нас о вечных мучениях грешников… Любовь не может не сделать всего, что можно, лишь бы спасти любимого от страданий»[134]. ([134] Осипов А.И., проф. Посмертная жизнь… С.41.). Может быть, мы неправильно поняли профессора Осипова, но из этого тезиса следует, что Церковь сознательно обманывает своих чад. Она нагоняет на них страх, пугая вечностью мучений, поскольку не уверена, что страх временных загробных мук сможет их остановить на пути греха. Такого рода «ложь во спасение», как нам кажется, не соответствует достоинству Церкви Христовой."[12]

И в качестве объяснения того факта, что Святые Отцы подтверждают в своих толкованиях слова Христа о вечности мук проф. Осипов использует тот же аргумент, Святые Отцы говорили, что муки вечные: "по любви, чтобы удержать людей от греховной жизни и последующих гееннских (хотя бы и не вечных) мучений."[13]

Понимая, что идея временности мук произведет расслабляющий эффект Алексей Ильич пытается отыграть назад и напугать читателей перспективой тяжести временных мучений:
"Но только глупый (простите за такое выражение) может из подобных утверждений сделать вывод:
- Ага, загробные муки не бесконечны - поживем здесь в свое удовольствие!"[14]
"Кто согласился бы получить какое угодно богатство, при условии пройти прежде через жестокие пытки садистов? Думаю, ни один человек, не потерявший здравого рассудка! Когда на одной Международной конференции российские представители демонстрировали видеокассеты с записями пыток и изуверских казней наших военнопленных в Чечне, то многие делегаты не могли этого вынести, закрывали глаза, затыкали уши, выбегали из зала. Даже смотреть было невозможно – а самому подобное испытать? Действительно – ни за какие блага!"[15]

Меня удивляет, что Алексей Ильич не признался отцу Тихону в своих истинных убеждениях потому что немало лекций и несколько глав его книги прямо посвящены опровержению догмата вечности мук, это никак не может ускользнуть от внимания любого человека, который прочитал его книгу или посмотрел лекции. Алексей Ильич - врунишка :)


[1] "Архимандрит Тихон (Шевкунов): профессор Осипов – пример для монахов и мирян" http://www.nsad.ru/articles/arhimandrit-tihon-shevkunov-professor-osipov-primer-dlya-monahov-i-miryan
[2] там же
[3] Свят. Феофан Затворник, «Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни», изд-во «Отчий дом», Москва. 2011 г., стр. 10
[4] митр. Макарий Булгаков, «Православно – Догматическое Богословие», том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, 2007 г., стр. 658 - 659.
[5] Толкование Евангелия/Блаженный Иероним Стридонский.Мн.: Лучи Софии, 2008.- 320 с., стр. 280
[6] Лекция «Духовная жизнь» Медведково, г. Москва, цикл лекции 2007-2008, 87 мин. 33 с. – 88 мин. 15 с.
[7] Лекция «Духовная жизнь» Медведково, г. Москва, цикл лекции 2007-2008, 94 мин. 33 с. – 98 мин. 18 с.
[8] Лекция "Духовность и нравственность" (г. Переяславль 2007), 99 мин. 38 с. - 100 мин. 10 с.
[9] Проф. Осипов, «Из времени в вечность.Посмертная жизнь души» 6-е издание, изд-во Московской Патриархии, 2012 г. стр. 96
[10] там же
[11] Лекция «Духовная жизнь» Медведково, г. Москва, цикл лекции 2007-2008, 100 мин. 00 с. – 100 мин. 33 с.
[12] "Профессор А.И.Осипов как видный русский апологет и катехизатор второй половины 20-го – начала 21-го века" http://www.mpda.ru/site_pub/1095996.html
[13] Проф. Осипов, «Из времени в вечность.Посмертная жизнь души» 6-е издание, изд-во Московской Патриархии, 2012 г. стр.127
[14] там же стр. 100
[15] там же стр. 101

Комментариев нет: