"Св. Симеон Новый Богослов и доктор honoris causa" Roman Bagrov (об искажении Осиповым слов св.Симеона)


Случайно обнаружил очередное своеобразное "цитирование" доктора богословия honoris causa. 



В курсе лекций "Основное богословие", прочитанных в 4-м классе МДС в 1997/98 учебном году, есть глава "Крещение", в которой он говорит: 

"Если т.н. естественное рождение совершается помимо сознания и воли рождаемого, то духовное прямо обусловлено личным убеждением и стремлением человека. Поэтому вера как необходимое условие предшествует этому таинственному рождению. Само же оно является лишь семенем и началом новой жизни, нового человека, а не полнотой их. Священное Писание и святоотеческое наследие вполне определенно говорят об этом". 
В подтверждение сказанного он продолжает: 

"Преподобный Симеон Новый Богослов: «Уверовавший в Сына Божия... кается... в прежних своих грехах и очищается от них в таинстве крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы. и пребывает в нем как семя» (ЖМП. 1980. № 3. С. 67. См. Архиеп. Сергий. Православное учение о спасении. С. 238)". 

В учебной программе по курсу апологетики Тобольской духовной семинарии, основанном на его же лекциях, вместе с цитатой обосновывается уже его специфический взгляд на крещение: 

"Преп. Симеон Новый Богослов говорит: "Уверовавший в Сына Божия...кается... в прежних своих грехах и очищается от них в таинстве Крещения. Тогда Бог Слово входит в крещеного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем как семя"(ЖМП.1980.№3.С.67). Никакого при этом автоматического (магического) т.н. "прощения" первородного греха здесь не происходит". 

Как и во многих других случаях, А.И. Осипов цитирует Отца не по непосредственному изданию его трудов, а по вторичному источнику. Если же мы обратимся непосредственно к слову 45 св. Симеона Нового Богослова, откуда взяты эти слова, то увидим, что: 

во-первых, "цитата" неточна; 
во-вторых, она относится не к крещению. 

Цитата, приведенная А.И. Осиповым: 

«Уверовавший в Сына Божия... кается... в прежних своих грехах и очищается от них в таинстве крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы. и пребывает в нем как семя» (пунктуация сохранена, - Р.Б.). 

Настоящие слова св. Симеона Нового Богослова: 

"Впрочем, руководясь словами Святого Евангелия, мы можем помыслить при сем и сказать и иное нечто, что таинственно всегда бывает со всеми сынами света. Ибо по какой причине не сказано: сотвори брак Сыну своему, а — браки? По какой? По той, что такой же точно брак бывает и с каждым верным сыном дня. Бог и с нами сочетавается пречистым и пренепорочным браком и производит в нас НЕКОЕ ТАИНСТВО, высшее всякой человеческой силы. Что же такое есть это, производимое Им в нас? Послушай со вниманием, да уразумеешь. После того, как Сын Божий и Бог, вошед во утробу Пресвятой Девы и восприяв от Нее человеческое естество и соделавшись человеком, родился от Нее, как мы сказали, совершенным человеком и совершенным Богом, будучи один и тот же и Бог, и человек неслиянно, — после сего, коль скоро и мы, человеки, ВЕРУЕМ в Сына Божия и Сына Приснодевы и Богородицы Марии, и, ВЕРУЯ, приемлем верно в сердца свои слово о сем и УСТНО СИЕ ИСПОВЕДУЯ, КАЯСЬ при сем от всей души во всех прежних грехах своих, тотчас сей Бог Слово Отчее входит и в нас, как и во утробу Приснодевы: мы приемлем Его, и Он бывает в нас, как семя. Слыша о сем страшном таинстве, ужасайся, но приемли слово о нем с верою и убеждением. Так зачинаем Его и мы, не телесно, как зачала Дева и Богородица Мария, но духовно, однако же существенно. Мы имеем в душах своих Того Самого, которого зачала и пренепорочная Дева, как говорит божественный Павел: Бог рекий из тмы свету возсияти, иже возсия в сердцах наших, к просвещению разума славы Божия о лице Иисус Христове (2 Кор.4:6)". 
  
Таким образом, св. Симеон говорит о ВЕРЕ, об ОБРАЩЕНИИ человека к Богу, как о некоем таинстве, о мистическом браке, причем слова "...коль скоро и мы, человеки, ВЕРУЕМ в Сына Божия и Сына Приснодевы и Богородицы Марии, и, ВЕРУЯ, приемлем верно в сердца свои слово о сем и УСТНО СИЕ ИСПОВЕДУЯ, КАЯСЬ при сем от всей души во всех прежних грехах своих" у А.И. Осипова переданы как "Уверовавший в Сына Божия... кается... в прежних своих грехах" , а следующих сразу за ними слов "и очищается от них в таинстве крещения", равно как и слов "в крещенного" у св. Симеона нет вообще. Он говорил не о крещении как таковом, а об обращении человека ко Христу. 

Эту цитату А.И. Осипов использует для обоснования своего криптопелагианского взгляда на крещение: "Никакого при этом автоматического (магического) т.н. "прощения" первородного греха здесь не происходит".  Криптопелагианство же его прямо следует из усвоенных им идей "Православного учения о спасении" архиеп. Сергия (Старгородского). 
Свое представление о православной сотериологии он составил, скорее всего, именно по этой работе, учитывая то, как часто он обращается к ней в своих лекциях, нередко цитируя Отцов не непосредственно, а через нее, не всегда оговаривая это, подчас с искажениями. Однако архиеп. Сергий выразил в ней не святоотеческое учение, а преимущественно идеи современного ему богословия славянофилов и немецкой философии в святоотеческом «облачении». 
Цитаты св. Симеона у архиеп. Сергия нет вообще, но есть его авторская мысль о крещении: 

"Если же праведность, полученная человеком в крещении является скорее возможностью, чем действительностью (в смысле, конечно, полного подобия природы), если она только есть семя, тогда дальнейшая жизнь становится весьма ясной и понятной". 

На эти слова и делает ссылку А.И. Осипов ("См. Архиеп. Сергий. Православное учение о спасении. С. 238"), что позволяет его слушателям и читателям полагать, что архиеп. Сергий также цитирует Св. Симеона. 

ЖМП №3 за 1980 год найти не удалось, поэтому сказать, сам ли А.И. Осипов добавил к словам св. Симеона слова "и очищается от них в таинстве крещения"  и "входит  в крещенного", или это сделал автор источника в ЖМП, через который цитирует св. Симеона А.И. Осипов, с точностью нельзя. 

Можно добавить также, что утверждение А.И. Осипова 

"Если т.н. естественное рождение совершается помимо сознания и воли рождаемого, то духовное прямо ОБУСЛОВЛЕНО личным убеждением и стремлением человека. Поэтому вера как НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ предшествует этому таинственному рождению" 

 – есть прямое исповедание пелагианства. Вера не может быть УСЛОВИЕМ действия благодати. Вера - его СЛЕДСТВИЕ и РЕЗУЛЬТАТ. 

Примеры слов Отцов и учения Церкви об оставлении первородного греха в крещении: 

"От прародительского греха освободились мы через святое крещение; а от греха, на который дерзнули мы после крещения, освободимся через покаяние". 

"Должно же знать, что через Крещение мы совлекаем с себя то покрывало, которое было на нас от рождения, то есть грех, и принимаем имя духовных израильтян и народа Божия". 
Cв. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, книга IV, глава 10. О вере. Перевод А. Бронзова (https://vk.com/doc12581929_439058580) 

"Я исповедую и единое крещение, ведь в нем я омылся от скверны первородного греха, и спогребся Христу, и освящен по плоти". 

"...Он установил нам благодать крещения, подающую отпущение всех согрешений и кары вследствие проклятия, и называемую «Банею пакибытия..." 

"Ясно, что приступающий к таинству прежде, нежели получил таинствоеще не примирен с Богом, еще не освобожден от древнего поношения. Ибо когда приступает он, совершающий таинство прежде, нежели совершить что-либо таинственное, молится об освобождении его от обдержащего демона и не с Богом только беседует о нем, но и диавола злословит и, бичуя, изгоняет его. А бич для него есть имя, еже паче всякаго имене (Флп.2:9)…. 
До сего времени мы еще не живы, ибо для принимающего таинство все сие служит знамением и некоторым предварением и приготовлением к жизни. После же того, как приемлющий таинство сокрывшись в воде, троекратно поднимается из нее с призыванием Троицы, тотчас он получает все желаемое: и рождается и создается рождением дня и созданием, как сказал Давид, и приемлет прекрасную печать и имеет всякое желаемое благополучие и становится светом, бывши прежде тьмою, и начинает существовать прежде бывший ничем и усвояется и сынополагается Богу, от уз и крайнего рабства будучи возведенным на царский престол. Ибо сия вода одну жизнь погубляет, другую же создает, и ветхого человека умерщвляет, а нового восстановляет". 

"Если и тяжким грешникам, которые прежде много грешили Богу, когда после этого уверуют, даруется отпущение грехов, и никому не возбраняется благодать Крещения; то тем более не должно возбранять ее младенцу, который, недавно родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что происшедши от плоти Адама, принял (contraxit) заразу древней смерти (contagium mortis antiquae) через самое рождение. Для него тем удобнее приступать к принятию отпущения грехов, поскольку ему отпущаются не собственные, а чужие грехи (non propria sed aliena peccata)". 

"Определено такожде: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительскаго Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5, 12), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхаго рождения". 
 124 канон Карфагенского собора 419 года. Его правила подтверждены 2 правилом VI Вселенского собора и обязательны для всей Церкви наряду с правилами ряда других Поместных соборов и каноническими посланиями ряда Отцов. 

"Какой плод и какая польза сего Таинства, всякий сам по себе видеть может. Во-первых, сие Таинство уничтожает все грехи: в младенцах первородный, а в возрастных и первородный, и произвольный. Во-вторых, воссозидает человека, и возвращает ему ту праведность, которую он имел в состоянии невинности и безгрешности, как свидетельствует Апостол: «но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11). Наконец, после Крещения мы соделываемся членами тела Христова, и облекаемся в Господа нашего: ибо Апостол говорит: «елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27)". 

"При крещении человеку прощается первородный грех, заимствованный от праотцев, и собственные грехи, соделанные до крещения". 

Таким образом, мы снова видим: 

– либо сознательное искажение цитаты Отца для приписывания ему собственной идеи; 
– либо несознательное искажение цитаты (цитирование через вторые руки без проверки первоисточника), и в таком случае имеем дело с интеллектуальной неряшливостью и неуважением к своим слушателям и читателям. 

См. по теме: 
___________________________________ 
P.S. Увидев заметку, исследователь творчества А.И. Осипова Артём Рыжов любезно прислал мне ЖМП №3 за 1980 год в формате pdf. На с. 63-77 там опубликована работа еп. Вениамина (Милова) "Преподобный Симеон Новый Богослов о цели христианской жизни". На с. 67 там даны слова, процитированные А.И. Осиповым, но принадлежат они не св. Симеону, а автору исследования, еп. Вениамину (Милову), который не дает их как цитату.  В его статье после какого-либо утверждения в круглых скобках обычно даны номера страниц из издания "Слова преподобного Симеона Нового Богослова" 1892 года. Процитированные А.И. Осиповым слова – одни из немногих в статье, после которых такой ссылки нет. 
А.И. Осипов же не проверил первоисточник и дал эти слова как прямую цитату св. Симеона. Причем искажение совершил не еп. Вениамин, а А.И. Осипов, который, несмотря на то, что у еп. Вениамина после этих конкретных слов не было ссылки на издание "Слов" св. Симеона, представил их в виде цитаты Отца. 

Таким образом, верным оказался вывод 2. 



2 комментария:

ujif комментирует...

хотелось бы определиться с понятиями, а именно
Что такое первородный грех?
Например А.И.Осипов говорит что это понятие взято у католиков,они под ним подразумевают, то что наши отцы называли "первородным повреждением"
а это тленность, смертность и страстность,
У кого-то другое определение первородного греха
Конечно, ни тленность ни смертность ни страстность по крещении никуда не исчезают,.. итак
Что такое первородный грех, по мнению наших святых отцов?

Артём Рыжов комментирует...

"Что такое первородный грех, по мнению наших святых отцов?"
____________________________
Почитайте http://www.protiv-eresi.ru/2015/01/347.html 88 параграф стр.479