Кощунственные высказывания о евхаристии прот. Димитрия Струева


Прот. Димитрий Струев высказал в своем блоге мнение, что евхаристические дары после преложения (пресуществления) становятся телом и кровью Господа, но в то же время не перестают быть хлебом и вином. Свою позицию  он сформулировал так: "Святые Дары после освящения – сущностно"[1] есть "одновременно хлеб/вино и Тело/Кровь."[2] Наверное отец Димитрий хотел написать хлеб/тело и вино/кровь. Приверженцев точки зрения, что "Святые Дары после освящения – сущностно только Тело и Кровь Христа (с несущественными внешними признаками хлеба и вина)"[3] отец Димитрий считает "криптокатоликами комуфлирующимися под гиперправославных."[4]

Решение Константинопольского собора 1691 года, "в грамоте которого о преложении/пресуществлении содержится мысль «и более не остается сущности хлеба и вина»"[5] отец Димитрий считает ошибочным.

Противоречить решению собора отец Димитрий не боится так как считает себя единомысленным  "с Иринеем Лионским, Иоанном Златоустом, Иоанном Дамаскиным, Симеоном Новым Богословом и прочими отцами, учившими о двух естествах в Святых Дарах"[6]. По мнению прот. Димитрия "мысль о двух субстанциях Святых Даров преобладает у Отцов"[7] В этой статье я не ставлю перед собой задачу разобрать святоотеческие высказывания, которые отец Димитрий приводит в обоснование своего мнения так как до меня это уже сделали компетентные люди, более того есть решение[8] Синодальной богословской комиссии о котором отец Димитрий либо не знает либо сознательно игнорирует. Для меня важно показать контекст в котором отец Димитрий допустил кощунственные высказывания о евхаристии. 

Итак в комментариях к записи оппоненты отца Димитрия верящие, что святые дары после пресуществления сущностно только тело и кровь Господа привели в качестве аргумента цитату из творений свят. Иоанна Златоуста: "Не думай, что это хлеб, и не считай, что это вино, потому что они не выходят из человека, как прочие виды пищи."[9]

В ответ на это отец Димитрий высказал мысль о возможности проведения эксперимента с плотью и кровью Господа: "Если это зачем-нибудь будет нужно, я согласен однажды провести эксперимент: сутки не есть и не пить до потребления чаши, и потом продолжать не есть и не пить еще некоторое время. Понадобится ли мне посещение санузла? Думаю, ответ очевиден, поэтому можно даже не спешить с реализацией эксперимента."[10]

А слова свят. Иоанна попробовал перетолковать: "Но это не значит, что     свт. Иоанн ошибался. Просто нужно понимать его правильно. Божественное и преображенное человеческое естества Христа усваиваются причастником таинственно, непостижимо, а земная (изначальная) субстанция Даров переваривается, как прочая пища, и афедроном исходит. При таком понимании свт. Иоанн безусловно прав, потому что кощунством было бы сказать, что... даже и говорить не будем."[11]

Свят. Иоанн ясными словами говорит, что тело и кровь Господа переходят в состав причастника не исторгаясь как обычная пища а отец Димитрий Струев продолжает утверждать, что переваривает причастие и потом исторгает в унитаз.

Отец Димитрий не захотел прислушаться к свят. Иоанну Златоусту которого сам же и цитировал может тогда он прислушается к словам преп. Иоанна Дамаскина, которого он процитировал несколько раз: "Тело и Кровь Христа переходят в состав как нашей души, так и нашего тела, не истощаясь, не уничтожаясь, проникая не в нижний проход (да не будет!), но в нашу сущность, и делаясь охраною, защитительным средством от всякого рода вреда, очищающим от всякой нечистоты; если они заметят неочищенное золото, то очищают через исследующее испытание огнем, для того чтобы в будущем веке мы не были осуждены вместе с миром."[12]

Для преп. Иоанна кощунствена мысль о том, что что-то из причастия переходит в нижний проход.



автор - Артем Рыжов




[1] http://presviter-ds.livejournal.com/149518.html
[2] http://presviter-ds.livejournal.com/149518.html
[3] http://presviter-ds.livejournal.com/149518.html
[4] http://presviter-ds.livejournal.com/149518.html
[5] http://presviter-ds.livejournal.com/149518.html
[6] http://presviter-ds.livejournal.com/149518.html
[7] http://presviter-ds.livejournal.com/149518.html
[8] http://www.protiv-eresi.ru/2013/08/149.html
[9] http://presviter-ds.livejournal.com/149518.html?thread=4590862#t4590862
[10] http://presviter-ds.livejournal.com/149518.html?thread=4592142#t4592142
[11] http://presviter-ds.livejournal.com/149518.html?thread=4592142#t4592142
[12] Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.:Сибирская Благозвонница. Москва. 2010г. стр.384






Комментариев нет: